Одобрение армии и желание в ней служить достигли исторического максимума – ВЦИОМ

Это результат реформ, начатых в 2008 году, считает правозащитник
Одобрение россиянами армии и желание в ней служить достигли исторического максимума/ Е. Разумный/ Ведомости

В том, что наша армия сможет защитить граждан в случае военной угрозы, уверены 86% россиян против 61% в 2000 г., выяснил ВЦИОМ. Резко выросло и число тех, кто хотел бы, чтобы их ближайшие родственники служили в армии (см. график). «В феврале 2015 г. был небольшой спад таких желающих: люди испугались реальной войны из-за активной фазы событий на Украине. Это прагматичная позиция: лучше служить в мирной армии. Но уже в июне динамика вновь стала положительной и даже возросла», – поясняет замдиректора ВЦИОМа Константин Абрамов. При этом армия воспринимается как эффективно работающий социальный лифт, говорит социолог: «Особенно такое мнение популярно у молодых людей и тех, кто не успел получить образование». По словам Абрамова, в последние годы армия стала одним из ключевых институтов одобрения вместе с президентом и церковью: «В армию пришел и один из самых популярных министров – Сергей Шойгу, это тоже повлияло на отношение к ней. Солдат перестали воспринимать как черно­рабочих».

Руководство страны демонстрирует приоритет безопасности и престижа армии, комментирует опрос зампред думской фракции «Единая Россия» Франц Клинцевич: «Пришла команда Шойгу, обладающая высоким авторитетом и профессионализмом. Появились социально-экономические возможности: если деньги вложили 10 лет назад, то сейчас они начали работать. Повлиял и Крым, и международная обстановка, армию стали рекламировать – все эти факторы совпали с приоритетами общества».

В 2000-х гг. у армии были тяжелые годы, с 2008 г. Минобороны во главе с Анатолием Сердюковым начало сильную реформу, которую сейчас продолжает Шойгу, напоминает координатор общественной инициативы «Гражданин и армия» Сергей Кривенко: «Сократился срок службы, стали уделять внимание быту призывников, безопасность стала выше». Все стало налаживаться и престиж пополз вверх, но проблемы все равно остались и есть к чему стремиться, считает правозащитник: «Мы по-прежнему фиксируем много нарушений у призывных комиссий, правонарушения на службе».