«Голос» может свернуть деятельность

Об этом заявили его сотрудники – после прошедших обысков они могут не найти средств для наблюдения за выборами
Обыск проводился по постановлению самарского суда по делу о неуплате налогов (ст. 199 УК), которое было возбуждено против директора фонда «Голос-Поволжье» Людмилы Кузьминой/ golosinfo.org

В понедельник рано утром следователи химкинского следственного отдела ГСУ СКР по Московской области начали обыски в офисе и квартирах сотрудников движения «Голос» в Москве. Были обысканы квартиры сопредседателя движения Григория Мельконьянца, координатора проектов «Голоса» Романа Удота, бывшего руководителя московского фонда «Голос» Татьяны Тройновой и исполнительного директора ассоциации «Голос» (находится в процессе ликвидации) Валентины Денисенко. Обыск офиса длился более шести часов, была изъята вся техника и носители информации. Обыск проводился по постановлению самарского суда по делу о неуплате налогов (ст. 199 УК), которое было возбуждено против директора фонда «Голос-Поволжье» Людмилы Кузьминой. Сотрудник ГСУ подтверждает, что обыски проводились по поручению самарского суда. Каких-то дополнительных следственных действий, выходящих за рамки этого поручения, пока не предвидится, знает собеседник «Ведомостей» в следственных органах. После получения протоколов будет подана жалоба на обыск, говорит адвокат «Голоса» Ольга Гнездилова. Формально обыски связаны с самарским делом, которое оказалось на грани закрытия, рассказывает Мельконьянц: «Удобный способ сбора информации – использование уголовного дела, а обыски проводятся у сотрудников, которые уже не имеют отношения к «Голосу». Ситуация связана с планами «Голоса» наблюдать за региональными выборами в сентябре и выборами в Госдуму в 2016 г., работа может быть ограничена или свернута, если «Голос» не найдет финансирования, добавляет он. На организацию наблюдения примерно в 20 регионах необходимо около 3 млн руб. «Именно власть потеряет в легитимности, если «Голос» не будет наблюдать, поскольку именно мы показывали градус происходящих событий», – подчеркивает Мельконьянц.

Уголовное дело о неуплате налогов против Кузьминой было возбуждено в феврале. Срок давности по делу истек 28 марта 2015 г., о чем было подано соответствующее заявление, но в закрытии дела было отказано, говорит адвокат Кузьминой Вячеслав Толстов. Следователь и суд знают, что срок давности истек, но говорят, что еще не все следственно-оперативные мероприятия по делу проведены, поясняет Толстов: «Но статья УПК говорит, что после истечения срока давности дело закрывается, и ни о каких мероприятиях там речи нет». Налоговая проверка «Голос-Поволжья» началась в апреле 2013 г. и длилась более года, рассказывала «Ведомостям» Кузьмина: «Мы работали с пожертвованиями, по закону они не облагаются налогом». Но ФНС признала пожертвования от фонда «Голос» (11,9 млн руб. за 2010–2012 гг.) доходом и заявила, что программа «Прозрачные выборы» выполнялась в интересах США. В свое время «Голос» заплатил налоги с пожертвований от Агентства США по международному развитию (USAID), деятельность которого МИД России оценил как направленную на оказание политического влияния. После уплаты налогов деньги перестали быть пожертвованием и «Голос» со своей прибыли пожертвовал деньги «Голос-Поволжью», что ФНС сочла деньгами от USAID, обложив налогом второй раз, объяснял Мельконьянц.

Предпринимается попытка уничтожить организацию, занимающуюся реальным контролем за выборами, которые будут совсем скоро, говорит член Совета по правам человека Илья Шаблинский.