Чтобы стать сенатором, Владимиру Якунину нужно сначала оказаться послом

По дороге в Совфед президенту РЖД придется как-то обойти ценз оседлости
Политическая оценка нового назначения Якунина во многом зависит от того, кто займет его прежнее место/ М. Стулов/ Ведомости

О том, что Владимир Якунин может стать сенатором, стало известно из сообщения калининградского облизбиркома: его включил в свой список баллотирующийся на новый срок и. о. губернатора Николай Цуканов (см. врез). Свою тройку он передал в избирком еще 23 июля, но потом передумал и заменил менеджера ООО «Газпром флот» Павла Кретова на президента РЖД (два других места занимают мэр Калининграда Александр Ярошук и действующий сенатор Олег Ткач). Закон допускает возможность такой замены не позднее чем за 15 дней до выборов, подтвердила «Ведомостям» член Центризбиркома Елена Дубровина.

Якунин всегда имел прямое отношение к Калининградской области, объяснил «Ведомостям» Цуканов: «Я несколько раз просил его пристальнее посмотреть на нашу область, делал ему предложение, чтобы в списке [кандидатов в Совфед] был такой человек. И сейчас получил его подтверждение». Указание по поводу Якунина пришло из Москвы только в понедельник утром, возражает собеседник «Ведомостей», близкий к администрации президента: «То, как это произошло, говорит о том, что одним из критериев стало наказание Якунина за что-то. Не исключаю, что это могло быть одним из главных мотивов». Он не исключил, что Якунин не будет назначен сенатором сразу, но это может произойти в любой момент: каждый член губернаторской «тройки» может быть делегирован в Совфед в течение всего срока полномочий губернатора.

Список трех

По закону «О порядке формирования Совета Федерации» каждый кандидат в губернаторы представляет в избирком список из трех претендентов в Совфед. Победивший на выборах делегирует в верхнюю палату кого-то из этих троих по своему выбору.

Якунин пока не включен в список претендентов, уточняет пресс-секретарь облизбиркома Василий Ротар: рабочая группа направит запросы в различные ведомства для проверки сведений о кандидате и на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к членам Совета Федерации. При этом Ротар не смог ответить, относится ли к Якунину предусмотренный законом ценз оседлости: кандидат в сенаторы должен прожить либо проработать в этом регионе как минимум пять лет; исключение делается лишь для депутатов Госдумы и сенаторов, а также для бывших дипломатов, имеющих ранг чрезвычайного и полномочного посла.

В официальной биографии Якунина работа в Калининградской области не значится и о ранге посла не упоминается, а шестилетнюю дипломатическую карьеру он закончил в 1991 г. на посту первого секретаря постпредства СССР при ООН. От этой должности до ранга посла огромная дистанция, говорят в дипведомстве. «Ранг посла всегда присваивает глава государства. Есть критерии, но твердых правил все же не было, так что сейчас могут найти основание. Обычно ранг дают при назначении послом и отличившимся на службе в центральном аппарате», – поясняет сотрудник МИДа. «Сейчас получение ранга посла заметно ужесточили по сравнению с прежними годами. Редко бывают ситуации, как у Константина Косачева (глава международного комитета Совфеда получил ранг посла, будучи депутатом Госдумы. – «Ведомости»). Для этого необходим целый набор критериев, начиная от выслуги лет и заканчивая государственными функциями и заслугами», – отмечает другой дипломат.

«В случае с такими статусными фигурами назначение всегда интереснее и важнее увольнения, вопрос теперь в том, кто придет в РЖД», – рассуждает политолог Михаил Виноградов. При этом Якунина уже несколько раз «уходили» по разным причинам, напоминает эксперт: «Пик влияния Якунина пройден в конце нулевых, не все его проекты завершились успехом – в частности, он не смог наладить высокоскоростное сообщение, и главная интрига в том, не нашла ли денег сама РЖД или их не захотели давать «под Якунина».

Подобные перестановки в ближнем «премиальном» кругу Путина не бывают без его согласия и он идет на это только в крайних случаях, говорит политолог Глеб Павловский: «Ведь начинается перезаключение коалиций, а людей там так мало, что сдвижка каждого перетряхивает систему аппаратных балансов». Позиционные войны внутри Кремля идут всегда, но столь резкие перемещения меняют карту фронтов, усиливая одних и ослабляя других, поясняет эксперт, а это не стиль Путина: переставлять людей ближнего круга он ненавидит. Отчасти поэтому он превратился в «запертого короля», у него почти нет сильных ходов, полагает Павловский. В связи с этим эксперт не исключает, что возможное «понижение» Якунина могут дополнять какие-то важные для того обещания на будущее со стороны Путина.