Статья опубликована в № 3905 от 28.08.2015 под заголовком: Цены отразились на рейтинге

Рейтинг доверия к президенту и власти немного, но снизился на фоне роста цен и тарифов

Это может повлиять на сентябрьские выборы, считают эксперты

Недовольство ростом цен на тарифы ЖКХ, бензин и продукты «отраженным светом» падает на рейтинг доверия президенту и «Единой России», полагают эксперты. Политологи считают, что усиление негативного тренда может отразиться на региональных выборах в сентябре, а в перспективе и на федеральной кампании-2016.

По данным Фонда общественного мнения (ФОМ) на 16 августа, если бы выборы президента состоялись в ближайшее воскресенье, за Владимира Путина проголосовало бы 72% россиян. В апреле и мае эта цифра была выше – 76%. Снизилось и число тех, кто безоговорочно доверяет президенту – в мае таких было 42%, в августе – 37%. Незначительно снизился процент тех, кто положительно оценивает работу Путина на посту президента – с 86% в мае до 84% в августе. Аналогичный спад фиксирует и «Левада-центр»: если в мае деятельность президента одобряли 89% россиян, то в августе их число снизилось до 83%.

«Далеко идущие выводы делать рано, рейтинг президента с марта 2014 г. колеблется незначительно, – говорит президент ФОМа Александр Ослон. – Больше о настроении умов говорит динамика жалоб на растущие цены». Эта динамика как раз и коррелируется в отношении к «начальникам», однако президент в этом списке – на одном из последних мест. «В представлении большинства граждан Путин на все влияет, но не всем управляет», – говорит Ослон.

Оптимизм убывает

По данным ФОМа, индекс социального самочувствия упал с 89% оценивающих его положительно в мае до 80% в августе, а потребительского оптимизма – с 75% в мае до 66% в августе. Изменились и электоральные предпочтения граждан. По данным ВЦИОМа, снизилась поддержка «Единой России» – в июле за нее бы проголосовало 58,8% граждан, в августе – 55,5%.

«Чуть снизилось положительное отношение граждан не только к президенту, но и ко всем элементам власти и партии «Единая Россия»; впрочем, пока это снижение незначительно», – говорит замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Однако на предстоящих выборах речь пойдет не о том, насколько привлекательна или нет фигура власти, а о том, кто предпочтительнее в нынешней ситуации – власть или ее оппоненты. При этом представление об ответственности президента за повышение цен у граждан растет год от года, и это «отраженным светом» падает и на рейтинг Путина, и на рейтинг партии власти. «Все это может привести к снижению явки на выборах, но не к распределению политических сил, – говорит Гражданкин, – а учитывая, что порог явки убран почти везде, на результат выборов это не повлияет».

Политологи, впрочем, четко видят тренд на понижение рейтинга и в преддверии выборов говорят о «накопленном негативе». «К девальвации, элементам потребительской паники, отказу от поездок за границу в отпуск и разлому общественного мнения по вопросу об уничтожении санкционных продуктов на этой неделе добавились новые негативные тренды: условно-досрочное освобождение фигурантки дела «Оборонсервиса» Евгении Васильевой и информация об изъятии порошков и моющих средств», – говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. В декабре прошлого года рейтинг президента упал на фоне риска «украденного Нового года», сейчас есть риск «испорченного настроения» после отпуска. За две недели до выборов накапливается раздражение даже у самой аполитичной категории избирателей, в итоге люди начинают чаще смотреть телевизор и искать информацию о том, что происходит и чего ждать. «Растущая информированность населения перед выборами не всегда на руку участникам процесса», – говорит Виноградов.

Представители оппозиции тоже полагают, что ситуация не настолько стабильна, как кажется. «Пока люди довольно пассивно реагируют на события в социальной сфере, можно сказать, «выпадают в осадок», но нарастание негативных настроений может привести к непредсказуемым последствиям», – говорит член президиума ЦК КПРФ Сергей Обухов. Поэтому уже сейчас, по его словам, властями снижена упоминаемость партий в эфире. При этом у граждан наметился процесс негативного отношения к политике в целом. «Власть постепенно вторгается в сферу бытового благополучия граждан, и избиратель, конечно, реагирует на это очень болезненно», – полагает лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. Рост цен, кампания по уничтожению продуктов, которая в нашей стране с крестьянской психологией вызвала полное отрицание, плюс запреты Роспотребнадзором продуктов гигиены – все это не способствует росту популярности власти среди населения, уверен партиец. И тенденция на раздражение будет только усиливаться, полагает Митрохин: «Мы не ожидаем позитивных изменений ни в экономике, ни в социальной сфере, ну только если присоединят Донбасс и Луганскую область, тогда на этой волне еще год можно держать народ в эйфории. Но этого, конечно, не случится, а общая тенденция к падению популярности власти продолжится».