Центризбирком готов заплатить 4,5 млн рублей за анализ прошедших выборов
Провести такое исследование задним числом проблематично, полагают экспертыРоссийский центр обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) при Центризбиркоме объявил конкурс на оказание услуг по мониторингу технологий работы организаторов выборов, партий, общественных организаций и СМИ с избирателями. Как следует из документации на сайте госзакупок, целью является «определение и выработка перечня наиболее популярных и эффективных технологий» в ходе кампаний всех уровней. Исследование должно проводиться на примере единого дня голосования 13 сентября 2015 г., но «с учетом некоторых особенностей» организации кампании по выборам в Госдуму 2016 г., цена конкурса – 4,5 млн руб.
В работе избиркомов ЦИК интересует их информационно-разъяснительная деятельность, особенно уровень их присутствия в интернете и самые эффективные механизмы «непосредственной коммуникации с гражданами». В отношении партий ЦИК хотел бы собрать информацию о конфликтных ситуациях вокруг незаконной агитации и на оценке института праймериз при отборе кандидатов. Также планируется исследовать практику взаимодействия СМИ с организаторами выборов, в том числе с точки зрения так называемого закона о блогерах и с учетом появления «сетевых изданий». Отдельным пунктом значится изучение деятельности наблюдателей: особое внимание, подчеркивает РЦОИТ, должно быть уделено особенностям участия в выборах представителей НКО – иностранных агентов и нежелательных организаций.
Крым обучат
22 млн руб. планирует потратить ЦИК на обучение 6500 человек из резерва участковых избиркомов Крыма. В ноябре-декабре резервисты должны будут пройти восьмичасовой курс, посвященный организации работы комиссий
Эта работа «должна отвечать качествам научной новизны и обладать практической ценностью для дальнейшей научной и практической деятельности в сфере избирательного права и избирательного процесса» – по ее итогам должны быть выработаны предложения по совершенствованию работы участников избирательного процесса. Как следует из материалов конкурсной комиссии, провести исследование готовы три организации: МГУ и Научно-консультационный центр ВНИК оценили свои услуги в 3,8 млн руб., ООО «Современные технологии» – в 3,9 млн. Руководитель РЦОИТ Александр Иванченко в пятницу не отвечал на звонки.
Странно, что исследование проводится задним числом, недоумевает политолог Александр Кынев: многие вещи удается зафиксировать только в ходе кампании, как ту же «чернуху». Сиюминутный характер имеет информация о процессе агитации и изучать электронные СМИ и блогосферу постфактум совершенно неблагодарное дело, уверен эксперт: это будет подогнанный под какие-то задачи результат, но полноценного исследования не получится. Логичнее было бы заняться анализом жалоб, подававшихся в ходе кампании, добавляет он. А вот цена конкурса вполне сопоставима со стоимостью независимого мониторинга, который ведется в течение нескольких месяцев в 10–40 регионах.
Теоретически исследование можно проводить и после кампании, но это дается с большим трудом: значительная часть данных оказывается недоступна, согласен член СПЧ Игорь Борисов. У него вызывает вопросы не только время проведения конкурса, но и то, каким образом определялись цели и задачи. Существует научно-консультативный совет при ЦИК, где собрана элита научного сообщества, и, возможно, часть вопросов стоило бы сначала обсудить на совете хотя бы для того, чтобы определиться с направлением исследования. Да и как может какое-то ООО давать предложения по изменению законодательства, недоумевает Борисов.