Осужденного по «болотному делу» Алексея Полиховича освободят по УДО

На это решение могло оказать влияние заступничество Эллы Памфиловой перед президентом
У Алексея Полиховича было три поощрения и ни одного взыскания/ Д. Абрамов/ Ведомости

Рязанский районный суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении фигуранта «болотного дела» Алексея Полиховича. Решение вступит в силу 30 октября, сказала «Ведомостям» адвокат Полиховича Светлана Сидоркина. По ее словам, большую роль сыграла поддержка уполномоченного по правам человека Эллы Памфиловой, которая публично заявила об избирательности применения УДО, в частности, к Полиховичу. Кроме того, у Полиховича было три поощрения и ни одного взыскания. Еще восемь человек по «болотному делу» отбывают наказание, суд над «болотником» Иваном Непомнящих продолжается.

В начале октября уполномоченный по правам человека Элла Памфилова на встрече Совета по правам человека (СПЧ) с президентом заявила об избирательности правосудия и что «суровость наказания и меры пресечения» в отношении тех, кто не причинил существенного вреда, оцениваются обществом как репрессии. Она привела в пример отказ суда отпускать Полиховича по УДО, а также осуждение эколога Евгения Витишко на три года за надпись на заборе дачи экс-губернатора Краснодарского края, министра сельского хозяйства Александра Ткачева. В прошлую пятницу администрация колонии-поселения № 2 УФСИН по Тамбовской области впервые дала положительную характеристику Витишко. После этого было направлено ходатайство об УДО в суд. В апреле Витишко подавал на УДО, но ходатайство не удовлетворили, напоминает его адвокат Сергей Локтев. Также были оставлены без удовлетворения два ходатайства о смягчении наказания. После встречи СПЧ с президентом эти решения отменили, будет назначено новое рассмотрение, говорит член СПЧ Павел Чиков: «У суда появится выбор». Чиков считает, что на улучшение ситуации повлияли несколько факторов: большой срок отбытого наказания, согласованные действия Памфиловой и Федотова, поручение президента Генпрокуратуре разобраться с ситуацией вокруг Витишко. «Но видно, что Памфилова начала больше заниматься судьбами активистов и занимает принципиальную позицию, чего от нее давно ждали», – говорит Чиков.

На площадке СПЧ власть ведет переговоры с маленькой нелояльной частью общества, говорит политолог Алексей Макаркин: «Эта часть общества в трудном положении, но ей идут сигналы, что с властью можно работать, – они начались в 2013 г., когда освободили Ходорковского, а затем Pussy Riot. Власть помнит диссидентское движение и не хочет превращения в него этой части общества, а хочет с ней разговаривать и контролировать ее». В 2014 г. во время конфликта с Украиной эту часть общества назвали иностранными агентами, но этот этап завершается, и нужно дать новые сигналы. «Чтобы не маргинализировать «подполье» – иначе возникают вопросы, почему Памфилова говорит о нем, – милуют тех, кто менее всего раздражает власть», – говорит Макаркин.