The Sunday Times: Теракт А321 мог организовать лидер синайской ячейки ИГ

Такое мнение высказывают представители британского правительства и разведки

  • Людмила Климентьева

Источники The Sunday Times в правительстве Великобритании не сомневаются, что причиной крушения А321 над северным Синаем был теракт, и называют его вероятного организатора. Руководство разведки считает, что это египетский проповедник, лидер группировки «Синайская провинция» Абу Усама аль-Масри, который в прошлом году договорился о сотрудничестве с «Исламским государством» (запрещено в России). Именно его группировка, по информации собеседников издания, собрала бомбу, которая стала причиной трагедии.

Собеседники издания в британском правительстве сообщили, что аль-Масри вызывает интерес у следствия. Лондон, по их словам, готов помочь Москве в том, чтобы взять этого террориста «живым или мертвым». В этой операции британское правительство готово задействовать спецназ SAS (специальная воздушная служба).

Человек, известный как аль-Масри, 4 ноября распространил в интернете аудиосообщение, в котором заявил о своей причастности к крушению А321, напоминает издание. В тот же день премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон распорядился прервать авиасообщение с Египтом и эвакуировать подданных королевства из Шарм-эль-Шейха.

7 ноября телеканал NBC со ссылкой на источники в разведслужбах сообщал о перехвате разговоров между лидерами ИГ, в которых те хвалились уничтожением А321. «Они открыто торжествовали», – приводит телеканал слова анонимного источника. За некоторое время до авиакатастрофы удалось перехватить адресованный синайскими боевиками ИГ сигнал, в котором говорилось, что «скоро здесь [на Синае] случится что-то крупное».

Звук, зафиксированный в последние несколько секунд полета А321, свидетельствует о взрыве бомбы, сообщило 8 ноября агентство Reuters со ссылкой на участника комиссии, расследующей причины трагедии. «Показания и анализ записи черного ящика на данный момент говорят о том, что это была бомба… Мы уверены, что это бомба, на 90%», – приводит агентство слова своего собеседника. Другие версии он отказался обсуждать.

Об отчетливом звуке взрыва, не связанном с неисправностью двигателя, 6 ноября сообщало и французское издание France 2 со ссылкой на «следователя, имевшего доступ к черному ящику российского А321». Франция наряду с Россией Египтом и Ирландией входит в число стран, чьи эксперты участвуют в расследовании. Источник AFP уточнял, что до 24-й минуты полет проходил в штатном режиме, но затем бортовые самописцы внезапно вышли из строя, что указывает на «очень резкую взрывную декомпрессию».

Россия приостановила авиасообщение с Египтом с 20.00 6 ноября по распоряжению президента Владимира Путина. Этот режим будет действовать до установления должного уровня безопасности авиационного сообщения, отмечалось на сайте Кремля. Администрация президента подчеркивает, что это решение не означает признания основной версии о теракте. «Это не означает, что какая-то из версий может доминировать», – заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он пояснил, что «пока в понимании президента есть конечная точка у этого решения – до тех пор, пока не будет обеспечен должный уровень безопасности. Речь идет о безопасности наших граждан».

В России расследование крушения лайнера ведется по ст. 238 УК (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) и ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Как пишет «Коммерсантъ», ссылающийся на знакомый с ходом расследования источник, следователи пока не находят оснований добавлять в дело ст. 205 УК (теракт).

Источники издания сообщают, что показания сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейх, в том числе отвечающих за досмотр багажа и общую безопасность, а также техслужб не позволяют сделать вывод о возможности теракта. Предварительная расшифровка речевого и параметрического самописцев и первичный осмотр обломков таких оснований также не дает. Они могут появиться только после соответствующих результатов лабораторных экспертиз записи шумов в речевом самописце, а также обломков разбившегося самолета и фрагментов тел погибших, отмечает собеседник издания. Следы взрывчатых веществ в тканях и металле могут быть выявлены с абсолютной точностью в результате спектрального анализа, а о типе и мощности взрывного устройства может сообщить характер разрушений обшивки самолета.