В администрации президента поспорили о «политической деятельности» НКО

Это понятие должно быть существенно сужено, настаивают общественники
Кремль обещает поправить закон об НКО с учетом мнения общественности/ А. Астахова/ Ведомости

Рабочая группа по совершенствованию законодательства о некоммерческих организациях (НКО) под руководством первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина посвятила свое второе заседание обсуждению понятия «политическая деятельность». Уточнить это понятие поручил президент, поскольку его стали широко трактовать правоприменители, включая НКО в реестр иностранных агентов. На заседании в среду были представлены предложения по конкретизации нормы от Общественной палаты, Совета по правам человека (СПЧ) и Высшей школы экономики, выступили также первый заместитель генпрокурора Александр Буксман, первый замминистра юстиции Сергей Герасимов и директор департамента Минюста по делам НКО Владимир Титов.

Общественная палата взяла за основу действующую редакцию закона об НКО, говорит один из участников совещания. По закону политической деятельностью считается проведение политических акций в целях воздействия на принятие госорганами решений, направленных на изменение проводимой ими госполитики, а также участие в формировании общественного мнения. Общественная палата предложила добавить в эту формулу слово «систематически», участникам заседания больше понравилось «неоднократно», «поскольку снова будут разночтения», рассказывает собеседник «Ведомостей». Кроме того, общественники предложили не признавать агентами за заявления руководителей НКО, которые входят в совещательные или консультативные органы – например, выступления в качестве членов СПЧ или общественных советов при министерствах. В Высшей школе экономики полагают, что политической деятельностью можно считать воздействие на законодательные, исполнительные и судебные органы, поддержку кандидатов на выборах, оценки избирательной системы. СПЧ предложил исключить из закона иностранное финансирование, которое выделяется в рамках международных договоров или с согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Президент Дагестана Рамазан Абдулатипов, входящий в рабочую группу, сказал, что необходима предельно конкретная формулировка: политическая деятельность – это деятельность, направленная на завладение властью или ее сохранение. Депутат Госдумы Павел Крашенинников полагает, что это деятельность, направленная на выдвижение кандидатов, изменение состава органов госвласти и местного самоуправления. Кроме того, обсуждалось, признавать ли иностранным агентом организацию, если ее финансирует россиянин, счета которого находятся за границей (у фонда «Династия» иностранным финансированием были признаны средства Дмитрия Зимина, которые находятся в трасте).

Широкий охват

Правоприменители выделили более 70 оснований для признания деятельности НКО политической, среди них – проведение обучающих мероприятий и научных исследований, выпуск фильмов и участие в велопробеге, подсчитали эксперты Ресурсного правозащитного центра.

Было долгое обсуждение ситуации, когда руководитель НКО участвует в политической деятельности – нужно ли это распространять на организацию, говорит член СПЧ и Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова. «Конституционный суд дал на это ответ: нельзя ставить знак равенства между деятельностью руководителя организации и самой организации», – сказала она. Были и споры сторонников расширительных и узких толкований политической деятельности, добавляет Тополева-Солдунова: «Кто-то говорил, что это надо увязывать с выборами, другие говорили, что политической деятельностью является и формирование общественного мнения». По словам члена Общественной палаты Лидии Михеевой, обсуждали вопрос, какие цели ставит сама НКО, деятельность которой можно назвать политической: «Все три определения приблизительно сходятся в том, что устав организации может не содержать информации о ведении политической деятельности, хотя на самом деле организация ее ведет». Большинство участников заседания убеждены, что подготовить универсальную формулировку, которая сняла бы все вопросы, сложно, говорит депутат Госдумы Ярослав Нилов (ЛДПР): «Я убежден, что какую бы формулировку мы ни подготовили, начнутся новые дискуссии и обвинения». По его словам, нужно скорректировать понятие так, чтобы не было ни злоупотреблений, с которыми сталкивались НКО, ни недопонимания со стороны проверяющих или судебных органов. По словам Крашенинникова, к следующему заседанию должны быть представлены критерии определения, которые будут обсуждать в рабочем порядке в течение месяца.

Рабочая группа должна прийти к компромиссу, а принципиальным будет вопрос влияния на общественное мнение, говорит политолог Алексей Макаркин: «Иностранных агентов эта формулировка не устраивает, поскольку она расширительная. Хотя сейчас в законодательстве множество расширительных формулировок, взять хотя бы ситуацию с «Мемориалом», который чуть ли не обвинили в экстремизме». К тому же разработка предложений еще не означает того, что будет принят закон, подчеркивает эксперт: «У нас интересная тенденция – запретительные законы, осложняющие жизнь организациям, принимаются в ускоренном режиме, а когда речь идет о том, чтобы как-то формулировку уточнить, т. е. сделать жизнь проще, то все 100 раз пытаются просчитать и минимизировать все риски для государства. Поэтому если изменения и внесут, то вряд ли они что-то изменят в судьбе организаций».