Эрдоган: Стратегическое партнерство с Россией нуждается в солидарности, а не угрозах

Обвинения в закупке нефти у ИГ должны быть доказаны, добавил президент и предложил обсудить взаимные ошибки
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган напомнил, что Турция покупает нефть и газ у России, Ирана, Азербайджана и Северного Ирака/ Umit Bektas/ Reuters

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал беспочвенными утверждения о том, что Турция закупает нефть у "Исламского государства" (запрещенная в России террористическая группировка, Эрдоган употребляет термин "Даеш"), и потребовал, чтобы те, кто это говорит, предъявили доказательства. Как передает Daily Sabah, он сказал это на встрече с главами сельских администраций 26 ноября. В заголовке англоязычного материала на эту тему говорится, что Эрдоган назвал тех, кто выдвигает такие обвинения, лжецами. Прямой цитаты со словом "лжецы" издание не приводит.

Президент также напомнил, что Турция больше прочих стран пострадала от терроризма и активно борется с ИГ, пишет Daily Sabah. Он напомнил, что ИГ уже совершала нападения на ряд турецких городов, в том числе Анкару, Диярбакыр и Газиантеп, жертвами терактов стали 140 мирных граждан Турции и семь силовиков, и что власти страны задержали около 3000 подозреваемых игиловцев и арестовали 800 подозреваемых террористов с 2011 г. Также, по его словам, Турция конфисковала 79 млн л контрабандной нефти, борясь с таким финансированием ИГ.

Эрдоган напомнил, что Турция покупает нефть и газ у России, Ирана, Азербайджана и Северного Ирака, а также СПГ - у Алжира и Катара. "Стыдитесь, - цитирует Reuters. - Известно, где Турция закупает нефть и газ". "Те, кто обвиняет нас в покупке нефти у ИГ, пусть докажут это. Если вы ищете источник финансирования ИГ, первое, куда нужно смотреть, - это в сторону режима Асада и тех, кто его поддерживает", - цитирует Эрдогана "Прайм".

24 ноября турецкие истребители сбили в районе турецко-сирийской границы российский Су-24. Погиб один пилот бомбардировщика, которого обстреляли с земли сирийские повстанцы, а также член экипажа российского вертолета, который участвовал в поисково-спасательной операции. Москва признала потери. Президент Владимир Путин в тот же день назвал действия Турции ударом в спину и пообещал, что инцидент будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений. Россия давно фиксировала поставки нефти в Турцию из сирийских районов, подконтрольных террористам, сказал он и добавил: "Отсюда и большая денежная подпитка бандформирований".

Позднее российский Генштаб объявил, что военные контакты с Турцией будут прекращены, правительство ужесточило проверки импортной сельхозпродукции из Турции, рекомендовало россиянам не ездить в Турцию на отдых и пообещало за два дня сформулировать ответные санкции.

26 ноября Путин отметил, что российская сторона до сих пор не получила извинений от Анкары, и выразил сожаление, что "турецкое руководство сознательно загоняет российско-турецкие отношения в тупик".

Президент также призвал бескомпромиссно бороться с терроризмом, акцентируя внимание на том, что в настоящее время это основная угроза международной безопасности. Он заметил, что "именно пассивность ряда стран, а зачастую и непосредственное пособничество терроризму, собственно, и привело к возникновению кошмарного феномена - так называемого "Исламского государства" (террористическая организация, запрещенная в России). "Террористов, их незаконную торговлю нефтью, людьми, наркотиками, произведениями искусства, оружием не только покрывали и покрывают, но на этом кое-кто продолжает зарабатывать сотни миллионов и миллиардов долларов", - возмутился он (цитаты по "Интерфаксу").

По словам турецкого лидера, "защита Турцией своих границ и несогласие с Россией по сирийской политике - это совершенно разные вещи". "Два самолета нарушили наше воздушное пространство. За пять минут они получили десять предупреждений. Только после того, как мы сбили самолет, мы узнали, что он принадлежал России. Наши действия не были направлены против России, а являлись защитой нашей нацбезопасности, - заявил в четверг Эрдоган (цитата по ТАСС). - Ни с Россией, ни с какой-либо другой страной у Турции нет намерений воевать". Удар по самолету-нарушителю - это была автоматическая реакция на нарушение турецкого пространства, которая соответствовала инструкциям, выданным военным.

Эрдоган также допустил, что после случившегося могут быть приостановлены некоторые совместные русско-турецкие проекты. "Мы стратегические партнеры, - цитирует Reuters. - Говорится, что совместные проекты могут быть заморожены, а связи прерваны? И это подобающие для политиков подходы?" Он считает, что в первую очередь политикам и военных обеих стран следует сесть и обсудить допущенные ошибки и затем сосредоточиться на их исправлении. "Если вместо этого мы начнем делать эмоциональные заявления, это будет неправильно", - предупредил Эрдоган. Стратегическое партнерство Турции и России нуждается в солидарности, а не угрозах, добавил он (цитата по Daily Sabah).

На замечания о растущей исламизации Турции усилиями правительства Эрдоган ответил недоумением и напомнил, что 99% населения страны - и так мусульмане.