Путин обещал Олланду бомбить только «Исламское государство»

И поделился, что с трудом верит словам Эрдогана: «Ерунда это все, отговорки»
Путин выразил сожаление, что почти союзнические отношения с Турцией разрушаются/ Alexander Zemlianichenko/ AP

Президент России Владимир Путин по итогам переговоров с французским президентом Франсуа Олландом заявил о том, что турецкие власти, может быть, и не знают о нелегальных поставках нефти от террористов из Сирии, но "верится в это с трудом", передает ТАСС. "Если не знает, то пусть узнает", - сказал Путин на пресс-конференции. По его словам, речь идет о "промышленных масштабах" поставок. Россия наблюдает их с воздуха "днем и ночью". По словам Путина, на саммите G20 в Анталье две недели назад он "показывал фотографии, сделанные с высоты 5000 метров нашими летчиками". На снимках видна перевозящая нефть колонна автомобилей, которая уходит за горизонт. "Это выглядит как живая нефтяная труба", - отметил президент. Он также напомнил о запрете СБ ООН на покупку нефти у террористов, поскольку доходы от контрабанды идут на закупку оружия и организацию терактов.

Между тем, как показало расследование Financial Times, "Исламское государство" (ИГ, запрещено в России), занимается добычей нефти, а не ее дистрибуцией, а также в некоторой степени – переработкой. Представители ИГ продают нефть прямо на месторождениях трейдерам из местного населения, которые развозят ее на НПЗ и местные рынки. В тех же случаях, когда ИГ контролирует переработку, после продажи топлива ее специалисты перестают участвовать в операциях с нефтью, утверждают опрошенные FT трейдеры.

Добытая ИГ нефть или нефтепродукты могут попадать в соседние страны, но контрабандой занимаются уже предприимчивые сирийцы и иракцы, показало расследование FT. И это кустарная контрабанда – нефть или топливо перевозят в канистрах на себе и вьючных животных либо перекачивают через границу по подземным трубопроводам. К тому же, по словам сирийских контрабандистов, в последние месяцы этот бизнес сокращается, так как падение цен на нефть зачастую делает его нерентабельным.

Олланд на переговорах с Путиным заявил, что в первую очередь бить надо по источникам доходов ИГ – по нефтяной инфраструктуре. "Надо бить по террористами, по их центрам подготовки, но главное – бить по источникам финансирования, в первую очередь по нефти. Это основной источник дохода для ИГ", – отметил французский лидер.

Министр иностранных дел Франци Лоран Фабиус позднее в эфире RTL рассказал об обещании Путина, что российские самолеты прекратят бомбить умеренную оппозицию и сосредоточатся на борьбе с "Исламским государством". По словам министра, в ближайшем будущем будет составлена карта с четко указанными зонами для бомбардировок. Путин ранее неоднократно выражал готовность бомбить объекты ИГ по координатам западных стран и сетовал, что эти координаты российской стороне никак не передадут.

По словам французского президента, Россия должна играть одну из важнейших ролей в политическом урегулировании кризиса в Сирии. "Асад не может играть никакой роли в будущем этой страны", - сказал он. Олланд также заявил, что Россия и Франция договорились усилить обмен данными в рамках борьбы с терроризмом.

Комментируя крушение российского бомбардировщика Су-24, Путин заявил, что США, которые возглавляют международную антитеррористическую коалицию, куда входит Турция, заблаговременно были осведомлены о месте пребывания российских самолетов на территории Сирии. "Мы заранее проинформировали наших американских партнеров о том, где, когда и на каких эшелонах будут работать наши летчики", - передает его слова "Интерфакс".

Турция и США "знали о месте и времени пребывания наших самолетов, и именно там и в это время мы получили удар", уточнил Путин. "Зачем мы эту информацию передавали американцам? Или они не контролируют, что делают их союзники, или они эту информацию раздают направо и налево, не понимая, какие будут последствия?" - риторически спросил российский президент. На этот счет с членами коалиции Россия собирается провести достаточно серьезные консультации.

Российский лидер также заявил, что развертывание в Сирии С-400 поможет защитить самолеты и не противоречит работе с коалицией. "Системы противовоздушной обороны никак не направлены против наших партнеров, вместе с которыми мы боремся с террористами в Сирии", - пояснил Путин.

Для защиты самолетов в Сирии Россия будет применять и другие средства - сопровождение бомбардировщиков истребителями, радиоэлектронную борьбу и прочее.

Путин выразил сожаление, что почти союзнические отношения с Турцией разрушаются. "Очень жаль тот беспрецедентный уровень наших межгосударственных отношений, который был достигнут с Турцией за последние 10 лет. А это очень высокий уровень - мы считали Турцию не просто соседом, а дружественным государством, почти союзником - так грубо и бездумно разрушается", - сказал он.

"Очень жаль, что вместо того чтобы разбираться серьезно, глубоко, работать над тем, чтобы этого никогда больше не случилось, мы слышим такие невнятные объяснения и заявления о том, что даже извиниться не за что", - добавил он.

Президент России отказался верить в то, что турецкие самолеты не распознали принадлежность Су-24. По его мнению, это отговорки Анкары. "Ерунда это все, отговорки", - сказал он. На российских самолетах нанесены опознавательные знаки, "их хорошо видно". "Что, если бы они узнали, что это американский самолет, ударили бы по американскому?" - спросил он.

Президенты России и Франции Владимир Путин и Франсуа Олланд обсуждали проблему антироссийских санкций в Москве, рассказал в пятницу Фабиус. Как передает ТАСС, министр напомнил, что вопрос санкций увязан с выполнением минских соглашений. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков позднее сказал ТАСС, что "вопрос, связанный с санкциями, не поднимался". "Это не было темой вчерашних переговоров", - утверждает он.

24 ноября в 4 км от турецко-сирийской границы над территорией Сирии потерпел крушение российский военный самолет Су-24. Он был сбит турецким истребителем. По мнению властей Турции, российский самолет нарушил воздушное пространство страны. Минобороны России опровергает данную информацию, как и выживший штурман российского бомбардировщика. По его словам, ракета была выпущена в хвост самолета без предупреждения. Пилоты успели катапультироваться. Боевики расстреливали их с земли во время спуска на парашютах. Командир воздушного судна был убит.