Статья опубликована в № 4001 от 26.01.2016 под заголовком: Процессуальные издержки

Новый КоАП снижает уровень защиты прав бизнеса

Состязательность уйдет, обвинительный уклон укрепится, считают юристы

Принятие проекта Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) приведет к ухудшению правовой защиты интересов государства и бизнеса. Об этом говорится в докладе Института правовых исследований НИУ-ВШЭ, эксперты которого проанализировали различия между действующим порядком рассмотрения административных дел в отношении предпринимателей и предлагаемым унифицированным порядком, который станет обязательным как для судов общей юрисдикции, так и для арбитражных судов (документ опубликован на сайте института).

Юристы и бизнес-сообщество ранее уже критиковали проект КоАПа за репрессивный характер предусмотренных санкций. Но именно в процессуальной части кроется главная опасность, предупреждают авторы доклада. Отказ от рассмотрения дел в порядке, предусмотренном действующим Арбитражно-процессуальным кодексом, означает огромный шаг назад. Так, сейчас стороны обязаны раскрыть все доказательства по делу до начала судебного заседания. В новом кодексе такого требования нет. Зато суд не будет ограничен в поиске доказательств по собственной инициативе – что означает, по сути, ничем не связанный поиск объективной истины и отказ от принципа состязательности. «Создаются условия для превращения суда в обвинительный орган, который по собственной инициативе отыскивает доказательства виновности», – предупреждает эксперт ИПИ Дмитрий Морев. По-новому распределяется бремя доказывания обстоятельств. Сейчас это обязанность административного органа. Согласно проекту КоАПа лица, обжалующие постановления госорганов, фактически сами должны доказывать свою невиновность. Это существенно снижает уровень гарантий прав и законных интересов лиц и предпринимателей, создает риски обвинительного уклона при рассмотрении административных дел в арбитражных судах, предупреждают авторы исследования.

В новой редакции

Новая редакция КоАПа внесена в Госдуму в конце прошлого года. Рабочую группу, готовившую законопроект, возглавил председатель комитета по госстроительству Владимир Плигин. Документ насчитывает почти 1600 страниц.

Зампред комитета по госстроительству Дмитрий Вяткин не согласен с критикой. Принцип всестороннего и объективного рассмотрения дела никто никуда не девал, возражает он: «Мы даем виновным возможность защищать себя, представлять доказательства в защиту своей невиновности. Мы из инквизиционного процесса делаем состязательный, и это не всем нравится». Один из участников рабочей группы по подготовке проекта уверен: претензии к законопроекту отражают борьбу в недрах объединенного Верховного суда между административной коллегией и коллегией по экономическим спорам: у каждой свои представления о процессе.

«Похоже на реванш за то, что недавно принятый Кодекс административного производства не удалось распространить на арбитражные суды», – оценивает нормы нового КоАПа Вадим Зарипов из «Пепеляев групп». «Фактически речь идет об отказе признавать специальный характер дел с участием предпринимателей», – говорит он. Ряд норм, как минимум, вызывает вопросы, согласен Денис Голубев из адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Но ряд новелл, регулирующих, например, передачу дела по подведомственности, следует воспринимать положительно – сейчас нередки случаи, когда суд просто прекращает производство из-за нарушений правил подведомственности.