Счетная палата нашла опасные коррупционные риски в проекте нового КоАПа

Назначение сумм штрафов фактически отдано на усмотрение штрафующего
Административный штраф может быть кратным и исчисляться исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товаров/ Д. Абрамов/ Ведомости

Счетная палата нашла коррупционные риски в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), внесенном в Госдуму единороссами в конце декабря. Как указано в заключении палаты (есть у «Ведомостей»), административный штраф может быть кратным и исчисляться исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товаров. Но при этом не указан период, за который должна определяться сумма этой выручки, что дает простор субъективному толкованию при принятии решения о наложении взыскания. Приостановление деятельности юрлица в качестве наказания в новом КоАПе будет назначаться за грубые административные правонарушения и устанавливаться на срок до 90 суток. В этом случае Счетная палата предлагает установить нижнюю границу срока приостановления деятельности, чтобы устранить чреватую взяткой неопределенность. Размер максимальных штрафов несоизмеримо велик по отношению к уровню оплаты труда работников бюджетной сферы и требует дополнительных расчетов, говорится в заключении.

Кто недоволен

Резко критические отзывы на проект КоАПа прислали в Госдуму «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Лукойл», «Деловая Россия», бизнес-омбудсмен Борис Титов и правительство Москвы.

Замечания Счетной палаты скорее всего будут учтены при подготовке кодекса ко второму чтению, считает один из участников рабочей группы по разработке документа. Штрафы не самоцель, задача в том, чтобы институт работал, стимулировал правопослушное поведение, объясняет он. Один из авторов документа – единоросс Владимир Плигин еще не успел ознакомиться с заключением ведомства.

Авторы нового КоАПа, с одной стороны, попытались излишне регламентировать назначение наказания в виде штрафов в части установления их верхнего и нижнего предела, а с другой – оставили серьезные пробелы в регулировании других наказаний, говорит председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго. Не регламентирован механизм принудительной ликвидации юридических лиц, учитывая, что собственники этих организаций, не осуществляя фактического управления ими, будут нести риск лишиться своего имущества из-за деятельности наемных менеджеров, отмечает адвокат. «Также не прописано, как в этом случае поступать с имуществом ликвидируемых компаний, кто будет оплачивать их долги и в каком порядке», – говорит Корчаго. В период кризиса в экономике любое глобальное изменение правил игры, в том числе принятие огромного по объему и запутанного кодекса, не приведет к улучшению бизнес-климата, заключает эксперт. Коррупционные риски присутствуют везде, где санкция статьи предусматривает наказание «от и до», отмечает адвокат «Де-юре» Антон Пуляев. Вопрос привлечения к административной ответственности всегда решается конкретным должностным лицом и от его субъективного восприятия конкретной ситуации многое зависит, замечает юрист.