Казахстан закупит российские ударные вертолеты на сумму до $600 млн

При этом он активно приобретает западные и китайские вооружения
Казахстан закупит в России до 30 ударных вертолетов Ми-35М/ Валерий Матыцин/ ТАСС

До конца этого года «Рособоронэкспорт» планирует поставить в Казахстан первые четыре ударных вертолета Ми-35М, контракт с министерством обороны Казахстана был подписан в 2015 г., сообщил «Ведомостям» человек, близкий к руководству госкорпорации «Ростех». В среду на оборонной выставке KADEX в Астане заместитель гендиректора «Вертолетов России» Александр Щербинин заявил, что машины этого типа будут поставлены до конца года, но не уточнил их количество. Человек, близкий к министерству обороны Казахстана, сообщил, что общее количество боевых вертолетов этого типа, закупаемых для вооруженных сил республики, может достигнуть 20–30, вероятно, контракты на несколько машин будут подписываться ежегодно.

Получить комментарии представителей минобороны Казахстана и «Вертолетов России» не удалось, в «Рособоронэкспорте» отказались от комментариев.

Стоимость четырех машин типа Ми-35М составляет около $80 млн, а 30 машин, соответственно, около $600 млн. Эти машины должны будут заменить в казахстанской армии вертолеты Ми-24 советского производства, срок службы которых составляет около 30 лет. Ми-35М созданы в результате глубокой модернизации Ми-24.

Не только российское

Казахстан активно закупает не российское оружие. Он приобрел военно-транспортные самолеты Airbus 295 и китайские ударные беспилотники CH-4. Российских аналогов этих платформ сейчас не производится.

Фактически речь идет о той же схеме, по которой Казахстан закупает у России многофункциональные истребители Су-30СМ, отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. В 2015 г. было закуплено четыре истребителя, в 2016 г. планируется закупить семь машин, а всего воздушные силы Казахстана планируют приобрести до 24 машин. Очевидно, что, как и в случае решения о закупке истребителей Су-30СМ, Казахстан решил минимизировать технические риски и закупить уже отработанную машину – при этом «Вертолеты России» давно серийно производят и начали экспортировать ударные вертолеты нового поколения Ми-28 и Ка-52, говорит эксперт. Контракт на поставку боевых вертолетов достался российскому производителю не просто так, в силу союзнических отношений России и Казахстана, а фактически в условиях соревнования с сильным западным конкурентом – Airbus Helicopters (бывшая Eurocopter), замечает Макиенко. Несколько лет назад в Астане было создано СП Airbus Helicopters и местной госкомпанией «Казахстан инжиниринг» по сборке нескольких типов европейских вертолетов для гражданских и военных структур республики, напоминает эксперт.

Airbus Helicopters расширяет позиции и в других странах Центральной Азии, например в Узбекистане и Туркмении, говорит человек, близкий к ОДКБ: в эти страны поставляются военные транспортные вертолеты H 225 Cougar, которые по грузоподъемности являются аналогом Ми-8/17. Эти страны активно закупают и другое оружие не российского происхождения. Это затруднит взаимодействие с ними, если России придется сотрудничать с этими странами в обеспечении безопасности, заключает собеседник «Ведомостей».