Депутаты собрались спасать соцсети от фейковых новостей

Представители отрасли объяснили, что законопроект дорог, неэффективен и небезопасен
За распространение ложных новостей хотят наказывать лично блогеров/ Андрей Гордеев / Ведомости

В Госдуме в понедельник прошло расширенное заседание комитета по информационной политике. Депутаты вместе с представителями отрасли и общественниками обсудили законопроект о регулировании информации в соцсетях, касающийся распространения в соцсетях недостоверной (фейковой) информации, а также обязанностей иностранных операторов соцсетей создавать свое представительство в России.

Поправки в закон об информации, информационных технологиях и о защите информации подготовили единороссы Сергей Боярский и Андрей Альшевских. Он уже вносился в Госдуму прошлым летом: согласно первому тексту, соцсети должны были ограничивать доступ или удалять по заявлению пользователя информацию, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, недостоверную и (или) порочащую честь и достоинство другого лица или его репутацию информацию и иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, в течение суток с момента получения заявления. После критики законопроекта депутаты переработали текст и перевнесли его в начале апреля.

По словам Боярского, они решили вернуться к теме после трагических событий в Кемерове, которые сопровождались «массовым вбросом искаженной и недостоверной информации». Соцсети, у которых более 100 000 пользователей, должны будут по требованию Роскомнадзора (если к нему уже обратился госорган) удалить информацию за 24 часа. Штраф за неисполнение требования составит для юрлиц от 30 млн до 50 млн руб.

Идея и воплощение

Боярский уточнил, что за основу законопроекта взят проект немецких коллег: «С развитием интернета с вызовами сталкиваются все страны. В Европе борются с понятием Hate speech, у нас для этого придется отфильтровать полконтента». Боярский рассказал, что по результатам критики из законопроекта убрали многие вещи: например, блокировать информацию сможет не любой пользователь, а лишь уполномоченный орган: в случае с Кемерово в Роскомнадзор должно было бы обратиться МЧС с требованием удалить всю недостоверную информацию.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский на заседании сообщил, что «в соцсети ворвались внуки тех, кто молчал в советские годы»: «Там молчал, тут выскажусь за все». Он предложил запретить обсуждать в социальных сетях вопросы войны и мира, религии, терроризма, наркотиков, национализма, побуждения к самоубийству. По мнению вице-спикера единоросса Петра Толстого, меры законопроекта недостаточно жесткие, но его нужно принять. Жириновский считает, что инициатива не касается ограничения свободы слова, а направлена на предотвращение распространения фейков во время чрезвычайных происшествий в стране.

Начальник правового управления Роскомнадзора Марина Смелянская сообщила, что ведомство поддерживает указанный законопроект, но считает, что технически он требует доработки.

На заседании совета думы в понедельник документ предлагалось поставить на первое чтение уже в четверг. Правительство пока не предоставило отзыв на него. Собеседник, близкий к думскому руководству, считает, что проект будет принят в первом чтении. От представителей отрасли поступило предложение персонифицировать ответственность конкретного пользователя в части распространения ложных сведений и недостоверной информации, оно обязательно будет проработано, заявил Боярский по итогам заседания. «Считаю, что ответственность за распространение fake news должны нести не только соцсети, но и сами блогеры, которые занимаются распространением и производством фальшивок. Пора уже затормозить маховик слухов и наступить на хвост распространителям лжи», - написал в своем Facebook депутат Евгений Ревенко.

«Регулирование социальных сетей ни в коем случае не должно превратиться в инструмент для наказания рядовых граждан – тех, кто, не имея злого умысла, просто перепечатали фейки. Очевидно, что решение проблемы фейковых новостей невозможно без участия администраций самих социальных сетей», – отметил председатель комитета по информполитике Леонид Левин.

Отрасль против

Общественники и представители отрасли на заседании были по-прежнему настроены критически.

В законопроекте нет ответственности за распространение фейковых новостей, он продолжает череду проектов, которые уже принимали, и просто вводит ограничение на интернет-сервисы, заявил руководитель юридического департамента Mail.ru Group Антон Мальгинов. Площадки должны сами принимать решения о действительности или недостоверности информации, законопроект похож на Франкенштейна: собранное нечто из различных кусков, и непонятно – будет жить или не будет жить, отметил специалист.

«Блокировки не работают, любой заблокированный ресурс можно открыть прямо сейчас. Проблема есть, и закрывать на нее глаза не стоит, но то регулирование, которое вы предлагаете сейчас, это не совсем правильно, путь законодателя странный», - заявила директор по стратегическим проектам Института исследования интернета Ирина Левова. «Заблокируйте хоть что-нибудь, заблокируйте YouTube, мне хочется посмотреть, как это будет выглядеть в реальности», - отметила эксперт. Она объяснила депутатам, что в их законопроекте сейчас написана норма, которая предполагает, что пользователь теперь должен будет идентифицироваться по абонентскому номеру через операторов связи в социальной сети. Операторы связи должны будут для идентификации передавать номера телефонов в Facebook, что может «помочь», например, АНБ, объяснила она.

Проблема, по словам Левовой, должна решаться так: «Социальные сети не являются источниками информации, и первое, что нужно сделать: СМИ не должны использовать информацию из социальных сетей, а граждане России должны быть в курсе, что информация из социальной сети - это все равно, что надпись на заборе».

В России много законов по данной теме, вопрос в их правоприменении: главная проблема, что они, по мнению депутатов, не требуют расходов, заявил главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарьян. «Китайский Роскомнадзор – это миллион человек, если законопроект не потребует расходов, никто не будет его выполнять», – объяснил он. Отсылки к немецкому законопроекту также не радуют, отметил эксперт: «Там уже есть некоторая статистика, против него сейчас выступают правозащитники, правые, левые, зеленые. Он ударяет по всем: соцсети просто удаляют все подряд, им так гораздо проще. Никто не будет разбираться – есть жалоба, контент удалили. И когда начнутся жалобы от людей об удалении информации, придется с этим разбираться». Фейковые новости – это симптом разобщенности в обществе, не всегда хорошей работы средств массовой информации, симптом рекламных алгоритмов, позволяющих зарабатывать на этом деньги, но простого решения по удалению всей информации быть не может, уверен Казарьян.