Генподрядчик и субподрядчик строительства казанского метро спорят в суде, кто кому должен

Цена вопроса – 657 млн рублей
Станция «Авиастроительная» одна из трех, построенных к Универсиаде/ Максим Богодвид/ РИА Новости

Производственно-строительное объединение (ПСО) «Казань» потребовало в Арбитражном суде Татарстана от ООО «Инвестиционная строительная компания «Стройинжиниринг» погасить 657,3 млн руб. задолженности, включая 150 млн руб. пени. Во встречном иске «Стройинжиниринг» настаивает на признании договоров займа притворными сделками.

«Стройинжиниринг» строил к Универсиаде-2013 второй участок первой линии казанского метро с тремя новыми станциями: «Яшьлек», «Северный вокзал» и «Авиастроительная». Начальник «Казметростроя» Марат Рахимов сообщал ИА «Бизнес-онлайн», что 5,5 км обошлись в 12 млрд руб. Министр строительства республики Ирек Файзуллин говорил, что это деньги из федерального бюджета. ПСО «Казань» – генподрядчик строительства.

Вчера представитель «Стройинжиниринга» в суде Шамиль Шарафиев заявил, что в виде займов его компании предоставляли авансовые платежи. Контракт с ПСО был подписан на 1,18 млрд руб. (было восемь договоров подряда). «До конца 2012 г. мы получили 1,14 млрд руб. (сумма контракта за вычетом генподрядного процента)», – сказал Шарафиев. Поначалу, по его словам, займы закрывались зачетами выполненных работ, но эта практика прекратилась, когда между руководителями компаний произошло «небольшое недоразумение». Остались незакрытыми четыре договора подряда, с долгами по которым генподрядчик пошел в суд.

Шарафиев подчеркнул: «Были выделены огромные бюджетные средства, которые ПСО вообще не имело права перечислять по договору займа. Они носили целевой характер – были получены исключительно на финансирование строительно-монтажных работ».

Большие контракты

ПСО «Казань» построит два стадиона к ЧМ 2018 г.: в Самаре за 13,2 млрд руб. и в Саранске за 17 млрд руб.

ПСО «Казань» настаивает, что сделка была реальной. Представитель «Казметростроя», заказчика строительства метро, Ильдар Багаутдинов пояснил, что они точно по такой же схеме перечисляли генподрядчику целевые займы и авансы по договорам подряда. Но когда вышли сроки возврата и «Казметрострой» подал в суд, представители ПСО, по словам Багаутдинова, объяснили, что займы от заказчика «фактически прикрывают авансирование по договору субподряда». В результате стороны в кассационной инстанции подписали мировое соглашение: заемные средства зачесть в счет оплаты выполненных работ. Сейчас, продолжает Багаутдинов, ПСО должно им (в том числе по займам) более 200 млн руб. (пока не закрыты договоры со «Стройинжинирингом». – «Ведомости»). Шарафиев добавил, что «Стройинжиниринг» может подать встречный иск – о взыскании с ПСО «задолженности [по договорам подряда] копеечка в копеечку вровень с займом».

Судья предложил сторонам заключить мировое соглашение, напомнив, что в аналогичной ситуации «Казметрострой» и ПСО «Казань» его подписали. Субподрядчик уже вчера представил проект соглашения о зачете выполненных работ по договорам займа.

Шарафиев сообщил также, что «Стройинжиниринг» «с учетом кризиса подбил итоги» и вынужден подать на свое банкротство.

Следующее заседание суда по делу состоится 14 апреля.

«Мы точно по такой же схеме строили детсады по программе «Бэлэкэч» в Казани в 2011 г.», – рассказал генеральный директор ООО «Строительная фирма «Фарус» Рустем Юнусов. «Нам выдавали президентские займы, потом Главное инвестиционно-строительное управление РТ присылало нам деньги, и мы якобы их гасили. Эти займы для нас тоже были авансами», – рассказывает Юнусов. Он говорит, что тогда использование этой схемы было объяснимо: строительство по программе «Бэлэкэч» было начато до проведения тендера. То есть аванс как таковой выделить было невозможно – не было предмета: «Мы строили на свои деньги, а нам платили займами». Он отмечает, что тогда заказчиком работ было государство, а в коммерческом проекте не стал бы строить на таких условиях.