«Стройгазконсалтинг» может уступить строительство ЦКАД «Крокусу»

«Автодор» думает поменять подрядчика, который так и не приступил к стройке
«Стройгазконсалтинг» признался, что не справляется с первой секцией ЦКАД/ Д. Абрамов/ Ведомости

Госкомпания «Автодор», ответственная за проект строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД, платный дублер подмосковной «бетонки»), думает над заменой подрядчика: «Стройгазконсалтинг» уведомил ее, что не может исполнить контракт, рассказал человек, близкий к Минтрансу, и подтвердил представитель «Автодора». Строительство первой секции могут доверить «Крокусу», знают федеральный чиновник и человек, близкий к Минтрансу, а также сотрудники трех компаний, задействованных в проекте ЦКАД.

У «Стройгазконсалтинга» нет ни собственных свободных средств, ни возможности привлечь заемный капитал. С конца прошлого года он получает иски от кредиторов. Банки и субподрядчики выставили ему претензии на общую сумму 15 млрд руб. В апреле у «Стройгазконсалтинга» официально сменились собственники: компания перешла от Руслана Байсарова к Газпромбанку и инвестфонду UCP Ильи Щербовича. Чтобы обеспечить «стабильную операционную деятельность» «Стройгазконсалтинга», Газпромбанк займется реструктуризацией долгов, обещала первый вице-президент банка Екатерина Трофимова. Новые акционеры заняты расчисткой накопившихся проблем, так что пока не до проектов, признает человек, близкий к компании.

«Стройгазконсалтинг» выиграл контракт на строительство и обслуживание первого участка ЦКАД весной 2014 г. Компания запросила неожиданно низкую цену – 48,9 млрд руб., на 3,5 млрд руб. ниже стартовой. Построить такой сложный объект по столь низкой цене нереально, предупреждали тогда сотрудники компаний-конкурентов.

Видимо, и не получится. К апрелю этого года стройка так и не началась, сообщал предправления «Автодора» Сергей Кельбах: работы не сдано «ни на копейку», компания отстала от графика уже на полгода.

«Стройгазконсалтинг» столкнулся с финансовыми проблемами. Он не смог получить аванс от «Автодора», поскольку не предоставил банковскую гарантию – стоимость гарантий в прошлом году резко выросла, и даже надежным подрядчикам банки выдавали их неохотно. А по соглашению «Автодора» с подрядчиком заказчик перечисляет средства в основном за выполненные работы, объясняет старший юрист Herbert Smith Freehills Роман Чураков.

«Автодор» такая ситуация не устраивает, говорит федеральный чиновник. Строительство ЦКАД финансируется из ФНБ, о запуске этого проекта объявлял президент Владимир Путин, и проблемы у одного из подрядчиков создают угрозу для всего кольца. После переговоров с компанией стало ясно, что выполнить обязательства она не сможет, рассказывает сотрудник компании, в них участвовавшей. На прошлой неделе Минтранс, «Автодор», подрядчики и банки обсуждали, как поменять подрядчика, рассказали два человека, близких к Минтрансу. Окончательного решения нет, говорит один из них: «Автодор» изучает разные варианты, но во всех есть сложности и риски.

Что надо построить

Первая секция – это 49,5 км в новой Москве, Подольском и Наро-Фоминском районах. Из 48,9 млрд руб. сам «Стройгазконсалтинг» обязался инвестировать 6,8 млрд, остальное должно предоставить государство. Дорогу нужно построить до конца 2018 г., а затем обслуживать до 2037 г.

Основная кандидатура на замену «Стройгазконсалтингу» – группа «Крокус» Араса Агаларова, рассказывают собеседники «Ведомостей». «Крокус» тоже участвовал в тендере, но не прошел по квалификационным требованиям: у компании нет опыта строительства дорог высшей технической категории. Но интерес к проекту она не потеряла: Агаларов еще зимой предлагал альтернативные варианты строительства первой секции, рассказывали два федеральных чиновника. Вопрос в том, как быть с недостаточной квалификацией «Крокуса», говорит один из собеседников «Ведомостей».

Не ясно также, что будет с ценой проекта и со сроками, продолжают два участника обсуждения. Отставание по контракту значительное, а ситуация на рынке существенно изменилась, так что компания, которая возьмется за проект, неизбежно поставит вопрос о переносе сроков и увеличении сметы.

Наконец, не определен юридический механизм смены подрядчика. Согласно внутреннему положению о закупках «Автодор» вправе расторгнуть контракт со «Стройгазконсалтингом» и без конкурса назначить второго лучшего участника, т. е. АРКС, говорит Чураков. Иную компанию назначить без конкурса крайне сложно. Представитель АРКС на запрос не ответил.

Другой способ поменять подрядчика – уступка прав и обязательств в пользу компании, выбранной «Автодором», говорит Чураков: риски тут ниже, но потребуется согласие «Стройгазконсалтинга».

Выход «Стройгазконсалтинга» из проекта был бы логичным, признает человек, близкий к компании. Дорожным строительством «Стройгазконсалтинг» пытался заняться не от хорошей жизни, а из-за проблем в отношениях с ключевым заказчиком – «Газпромом», признается он. Теперь, после смены акционеров, компания надеется вернуться к «узкой» специализации.

Представители Минтранса и «Стройгазконсалтинга» от комментариев отказались. Представитель «Крокуса» на запрос не ответил.

В  подготовке статьи участвовала Бэла Ляув