Нобелевская премия по экономике за достижения в полевых исследованиях

Все трое лауреатов из США специализируются в экономической теории труда
Claudio BRESCIANI / TT NEWS AGENCY / AFP

Исследования в области экономической теории труда приобретают все большее значение в силу развития глобализации, увеличения мобильности людей, цифровизации и др. Премия Шведского государственного банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля присуждена трем экономистам, работающим в этой сфере: Джошуа Ангристу и Гвидо Имбенсу за «создание методологии анализа причинно-следственных связей» и Дэвиду Карду за «вклад в эмпирические исследования экономики труда». Это ученые из США (хотя каждый имеет второе гражданство).

В сообщении Нобелевского комитета сказано, что вместе лауреаты «совершили революцию в эмпирических исследованиях в области экономических наук». Речь идет о естественных экспериментах – наблюдениях за ситуациями, возникающими в реальной жизни, и методологии использования полученных данных.

Кард в соавторстве с Аланом Крюгером (1960–2019) выпустил книгу «Миф и измерение: новая экономическая теория минимальной заработной платы» (Myth and Measurement: The New Economics of the Minimum Wage, 1995). В ней на примерах из жизни развенчаны многие постулаты, казавшиеся незыблемыми, – например, выяснилось, что рост минимальной заработной платы не влияет на занятость, а приток новых трудовых мигрантов может повысить доходы местных жителей, но одновременно ухудшить положение иммигрантов, приехавших раньше. Прежде считалось, что все наоборот.

А Ангрист и Имбенс многое сделали для того, чтобы дать исследователям инструменты, с помощью которых можно интерпретировать данные естественных экспериментов. Благодаря их методикам социологи, медики и представители многих других наук могут на основе наблюдений делать научно обоснованные выводы о причинно-следственных связях.

Как Кард увлекся экспериментами

65-летний Кард, выходец из Канады, построил карьеру в американских институтах. «Я вырос на ферме недалеко от кампуса [канадского Университета Гвелфа] и в бытность старшеклассником часто пользовался ресурсами университета», – рассказывал он в интервью сайту Федерального резервного банка (ФРБ) Миннеаполиса. Он приложил все усилия, чтобы поступить в канадский Университет Куинс, но учился на физика, а наукой, принесшей ему премию, занялся случайно. Вот как он рассказывал эту историю в интервью для книги The Art and Practice of Economics Research: Lessons from Leading Minds (2012).

Его девушка поступала на экономический факультет и попросила объяснить главу из учебника про эластичность спроса. Читая учебник, Кард неожиданно для себя нашел ответ на вопрос, который занимал его в детстве: почему год, богатый на урожай, оказывался плохим для фермера по доходам. Учебник он оставил себе и за несколько дней проштудировал добрую половину. В то время Кард уже отдавал себе отчет в том, что отличным физиком ему не стать. И подумал: почему бы тогда не попробовать силы в экономике?

Кард перевелся на экономический факультет, но пришлось пойти в группу, где были свободные места и для которой хватило бы его знаний предмета. Так он попал в обучение к двум молодым профессорам, недавно защитившим докторскую. Специализировались они на экономике труда.

«В 1980-е гг. экономика труда была очень интересной сферой. Люди за пределами этой области не очень хорошо понимали, что она находится на переднем крае, сочетая экономическую теорию, высокотехнологичную эконометрику и захватывающие новые источники данных. Мы чувствовали, что выполняем очень серьезную миссию», – рассказывал Кард на сайте ФРБ Миннеаполиса.

Профессора-наставники прежде учились в Принстоне у известного экономиста Орли Ашенфельтера, к которому в США по их рекомендации отправился и Кард – защищать докторскую. Вот только работы в Принстоне для него не нашлось. Карду пришлось в 1982 г. начинать карьеру в другом месте – доцентом Школы бизнеса им. Бута Чикагского университета. Но, когда через год Ашенфельтеру понадобился доцент, он выбил ставку у руководства Принстона и убедил взять на работу своего недавнего подопечного. Кард проработал в Принстоне до 1997 г., пока не поддался на настоятельные уговоры жены переехать на запад страны.

Кард нашел место в Калифорнийском университет в Беркли, где трудится и поныне. Супруги купили дом неподалеку от университета и построили рядом с ним столярную мастерскую. Это хобби Карда еще со школы, когда в старших классах надо было выбрать – изучать латынь или столярное дело.

В Принстоне экономисты занимались в основном теорией, вспоминал Кард. В конце 1980-х – начале 1990-х их исследования стали носить более практический характер, из-за того что многие ведущие теоретики покинули работу: кто-то вышел на пенсию, кто-то перешел в другой университет. Однако вскоре сотрудники снова погрузились в теоретические выкладки. Экономисты Калифорнийского университета в Беркли в 1970-х гг. тоже тяготели исключительно к теории, но со временем стали обращать больше внимания на исследования, имеющие прикладной аспект, – и Кард пришелся ко двору.

В интервью сайту Калифорнийского университета в Беркли, которое в 2016 г. вдвоем дали соавторы книги «Миф и измерение: новая экономическая теория минимальной заработной платы», Кард вспоминал, как он стал приверженцем естественных экспериментов. Получаемая учеными статистическая информация была весьма неполной. «У нас нет централизованного статистического агентства, – сокрушался Кард. – Зато есть бюрократические препятствия <...> Есть законы США, не только федеральные, но и отдельных штатов, которые регулируют доступ, например, к данным о страховании по безработице». Чтобы собрать все воедино, исследователям часто приходилось самим добывать информацию из различных учреждений по всей стране, причем порой им отказывали на совершенно законных основаниях. А Крюгер тогда констатировал: «В области статистики мы давно уже позади Скандинавии <...> а теперь и позади Германии».

Кстати, сам Ашенфельтер был ярым сторонником работы с данными, полученными «в поле». Кард и Крюгер вспоминали, как он четыре года подряд возил их и целую группу студентов на фестиваль близнецов в Твинсбурге (Огайо), чтобы собрать данные о том, как складывается жизненный путь людей с одинаковыми стартовыми условиями.

Когда в 1995 г. Карда наградили медалью Джона Бейтса Кларка (награда Американской экономической ассоциации, вручается выдающимся американским экономистам моложе 40 лет), в объявлении о премии отмечались достижения лауреата в области естественных экспериментов. Правда, Карду парадоксальные выводы на основе исследования занятости и уровня зарплаты в ресторанах (те самые, связанные с МРОТ и трудовыми мигрантами) обошлись дорого. «Впоследствии я избегал [писать статьи] о минимальном уровне оплаты труда. Я лишился многих друзей. Люди, которых я знал много лет, например еще по первой работе в Чикагском университете, очень рассердились или разочаровались», – рассказывал он на сайте ФРБ Миннеаполиса. Его коллегам не нравились ни выводы, опровергавшие их теории, ни способ, которыми они были получены. Возможно, признание заслуг Карда нобелевскими академиками их переубедит.

Не остался недоучкой

Ангрист когда-то разочаровался в школьном образовании и недоучился в старших классах. Может быть, поэтому одна из самых знаменитых его работ – исследование в середине 1990-х того, как школьное образование влияет на будущий доход. Вывод: дополнительный год в старших классах равен 9%-ной прибавке к будущей зарплате. Сложность состояла в том, что дело могло оказаться не в образовании. Например, тот, кто проходил школьный курс до конца, мог принадлежать к более высокому социальному слою и поэтому иметь преимущества на старте карьеры. Вместе с Крюгером (тем самым, что работал и с Кардом) Ангрист, во-первых, додумался, как сделать рандомизированную выборку и получить максимально достоверный результат, а во-вторых, опробовал ее на практике. Первоначальная почти что догадка превратилась в методологический подход, который позволяет делать корректные выводы из исследований.

Ангрист родился в 1960 г. в Колумбусе (Огайо), а вырос в Питтсбурге (Пенсильвания). «В старших классах я не очень-то обращал внимание на школу и нечасто ходил в классы, – рассказывал Ангрист на сайте ФРБ Ричмонда. – А еще мне нравилось работать <...> потому что деньги – это хорошо, когда ты подросток. Тогда я подумал: ну я просто уйду из школы и пойду работать официантом». Он бросил школу и стал работать в ресторане на полную ставку, потом в заведениях для умственно отсталых, потому что на каникулах подрабатывал в летних лагерях для этого контингента. Но потом эйфория от того, что он самостоятельно зарабатывает на жизнь, немного прошла. Ангрист, во-первых, осознал, что его работа не такая уж интересная, во-вторых, задумался, что с ним будет через 10, 20 или 30 лет. И понял, что без образования с перспективами все плохо.

В итоге Ангрист в 1982 г. окончил-таки Оберлинский колледж в родном штате. После этого совершил алию, но через два с небольшим года вернулся из Израиля в США, чтобы продолжить образование в Принстоне. Работая над докторской диссертацией, он провел свой первый естественный эксперимент. Натолкнул на эту мысль его преподаватель – тот же, что и у Карда – Ашенфельтер. Профессор однажды рассказал, что видел в Медицинском журнале Новой Англии исследование эпидемиологов о том, как влияет на здоровье служба в армии. А интересно, продолжал рассуждать Ашенфельтер, как служба в армии отражается впоследствии на зарплате и вообще на доходах? Для этого можно воспользоваться данными о ветеранах войны во Вьетнаме, благо призывная лотерея была построена на случайной выборке.

Ангрист воспользовался подсказкой и обнаружил, что в начале 1980-х гг. ветераны Вьетнама и других войн получали примерно на 15% меньше, чем не ветераны. Кстати, самого Ангриста можно было отнести к ветеранам: в Израиле он успел отслужить десантником.

Окончив Принстон в 1989 г., Ангрист устроился доцентом в Гарвард. В 1991 г. он снова уехал в Израиль, чтобы работать в Еврейском университете в Иерусалиме. Но через пять лет сбежал назад в США, где с тех пор работает в MIT. Он устал от того, что в Израиле профессорам в таких областях, как компьютерные науки и экономика, платят столько же, сколько профессорам литературы, объяснял Ангрист в интервью The Jerusalem Post: «Талантливые люди, которые хотели бы работать в Израиле, должны платить за это высокую цену. Трудно удерживать людей в стране с такой системой [оплаты труда]».

Из Старого света в Новый

Имбенс родился в 1963 г. в голландском Эйндховене, университетское образование начинал в Нидерландах и продолжил в Англии. Последние 30 лет он работает в США.

«Джошуа [Ангрист] и Дэвид [Кард] показали, что есть множество областей, в которых можно использовать естественные эксперименты. Мой вклад, я полагаю, [в том, чтобы] дать новые полезные инструменты [для анализа полученных во время экспериментов данных] <...> Например, один из методов, над которыми я работал, – дизайн разрывов регрессии (позволяет с помощью специальных тестов оценивать эффект воздействия, в том числе для выявления причинно-следственных связей. – «Ведомости»). Его можно встретить в литературе по психологии 1960-х гг. Но в экономике он не использовался <...> до начала 2000-х гг. Когда люди стали его применять и методика была улучшена, внезапно стало ясно, что есть много задач, для которых этот метод может быть использован», – объяснял он в интервью сайту Нобелевской премии.

Ребенком Имбенс увлекался шахматами и головоломками. Его отец в 1950-х был целый год студентом и изучал математику, но ему пришлось бросить учебу, чтобы зарабатывать на жизнь. У своих троих детей он воспитал любовь к этой дисциплине: они играли в математические игры и решали примеры с многозначными числами.

В старших классах кто-то дал почитать Имбенсу книгу Яна Тинбергена (1903–1994) – нидерландского экономиста, который вместе с коллегой из Норвегии Рагнаром Фришем (1895–1973) стал первым обладателем премии по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля в 1969 г. за «создание и применение динамических моделей для анализа экономических процессов».

Позже Имбенс посетил несколько публичных лекций Тинбергена и прочел другие его труды. Так он заинтересовался эконометрикой. «В ней есть очень много похожего на решение головоломок», – говорил он в интервью сайту Нобелевского комитета. А в интервью сайту Гарварда признавался, что выбирал между эконометрикой и классической математикой и эконометрика ему понравилась больше: «Она показалась более актуальной, более связанной с реальным миром».

Имбенс учился в нидерландском Университете имени Эразма Роттердамского. На третьем курсе у них недолго преподавал приехавший из США экономист-математик Маркус Берлиант. «Я оказался единственным учеником в его классе», – вспоминал Имбенс в интервью сайту Гарварда: сложность выбранной Берлиантом темы отпугнула других студентов.

В 1985 г. Имбенс уехал в британский Университет Халла. Вышло это почти случайно: друг заметил на доске объявлений приглашение на стажировку и увлек Имбенса идеей пожить год за границей. В итоге тому так понравилось английское обучение, что он задержался в Университете Халла на два года. Учился он у эконометриста Энтони Ланкастера.

«Кто-то из более опытных старших коллег сказал, что мне нужно бы поговорить с Джошуа Ангристом и послушать, как люди вроде него проводят эмпирические исследования», – рассказывал Имбенс в интервью сайту Нобелевского комитета. Он запомнил этот совет. Когда Ланкастер перешел в 1986 г. в американский Брауновский университет и позвал Имбенса с собой, он охотно уехал в Америку, защитил там докторскую и познакомился с Ангристом и Кардом.

В 1989 г. на полтора года Имбенс вернулся на родину, где преподавал в Тилбургском университете, после чего окончательно переехал на работу в Америку. Начав с Гарварда, он сменил несколько университетов и в 2012 г. стал профессором экономики Стэнфорда, где работает до сих пор.

Его сложные научные изыскания имеют вполне практическое применение. Например, правительство заказывало ему исследование, как незапланированный доход влияет на занятость, уровень потребления и сбережения. Чиновники имели в виду субсидии для работников, но Имбенс исследовал для этого кейса другую группу людей: счастливчиков, выигравших в лотерею. И уже на основе их опыта делал вывод, как повлияют на обычных людей неожиданно полученные от государства выплаты.