Adidas пересмотрел планы развития в России в худшую сторону

Снижение курса рубля и пессимизм российских потребителей заставили Adidas сократить план открытия новых магазинов в России. Котировки компании обвалились на 15,4% - это рекорд за 19 лет

Менеджмент Adidas AG решил «существенно сократить» план открытия новых магазинов в 2014 и 2015 гг., а также увеличить число магазинов, которые планируется закрыть, объявила вчера компания. Причины - изменение курса рубля, «возросшие риски изменения потребительских настроений и трат в регионе, усиливающие краткосрочные риски доходности в России и СНГ». Кроме того, компания надеется ускорить переход на новые принципы управления запасами. Компания думает, что эти шаги помогут ей снизить риски и защитить прибыльности. Тем не менее менеджмент Adidas «очень воодушевлен» результатами в России, указано в сообщении.

Запрос «Ведомостей» с просьбой прокомментировать планы более конкретно остался без ответа.

В России среди спортивных ритейлеров у Adidas сейчас самая большая сеть магазинов, говорит заместитель директора отдела торговых помещений CBRE Надежда Цветкова. У Adidas 781 розничная точка с учетом Reebok и франчайзинговых магазинов, подсчитал гендиректор агентства Infoline Михаил Бурмистров. У «Спортмастера», по его данным, более 400 магазинов.

Один из консультантов по недвижимости, сотрудничающий с Adidas, говорит, что речь может идти о закрытии примерно 150 магазинов. Цветкова считает, что закрытия - вовсе не свидетельство кризиса, а «мера по оздоровлению сети», «планомерной замене устаревших форматов на новые, более качественные и прибыльные». Многие сети выходили в регионы в то время, когда там не было «хороших, концептуальных объектов», объясняет она. «Они открывались там, где могли найти хоть какие-то помещения. С появлением профессиональных торгово-развлекательных центров ритейлеры вынуждены закрывать убыточные и неформатные магазины и делать выбор в пользу современных площадок», - говорит Цветкова.

Данные о продажах в России Adidas не раскрывает. В I квартале 2014 г. европейские развивающиеся рынки (в этот регион входит и Россия) принесли 279 млн евро выручки - на 5% больше, чем за аналогичный период 2013 г., следует из отчетности Adidas. Россия - один из главных рынков, обеспечивающих Adidas рост: вместе с Северной Америкой и Китаем здесь компания получает около 50% роста своих продаж. В ближайшие годы эти три рынка будут давать больше 50% всей выручки, рассчитывает компания.

В Puma, конкуренте Adidas, из-за политической ситуации теперь не ждут, что «события пойдут по сценарию роста», говорит представитель головного офиса компании. У компании, по его словам, нет планов по закрытию и открытию магазинов в России, прогноз по выручке не меняется. Сейчас у компании в России 42 магазина, следует из данных на ее сайте.

Запрос в Nike остался без ответа.

О пересмотре инвестиций в Россию в последние месяцы говорят многие ритейлеры. Так, крупный продавец одежды - польская LPP (бренды Reserved, House, Mohito и др) в апреле заявила о планах сократить инвестиции в Россию в связи со снижением курса рубля и кризисом на Украине. Финский Stockmann из-за валютных колебаний намеревается закрыть в России больше половины магазинов одежды Seppala.

Кроме России у Adidas есть и еще несколько отрицательных факторов. Снизились продажи одежды для гольфа TaylorMade - сразу на 18%, а также сыграли «значительную отрицательную роль» для группы в целом валютные колебания. В результате компания снизила прогноз роста годовой выручки с 7-9 до 5-9% без учета валютных колебаний. В прошлом году компания сократила выручку на 3% до 14,5 млрд евро.

После публикации сообщения акции бумаги стали стремительно дешеветь. К вечеру котировки на Франкфуртской бирже снизились на 15,43% - с 70,48 до 59,2 евро. Это максимальное падение с 1995 г., свидетельствуют данные Bloomberg. До сих пор рекордное снижение было зафиксировано 15 октября 2008 г. - тогда акции рухнули на 12,71%.