НИИ «Восход» заключил соглашение с китайским Inspur на $225 млн

НИИ «Восход», призванный автоматизировать работу органов власти, договорился о закупке китайских серверов Inspur на $225 млн. Институт планирует усиливать дата-центр и создавать новые системы
Данные российских биометрических паспортов будут храниться на китайских серверах/ М. Стулов/ Ведомости

Разработчик государственных IT-систем ФГУП «НИИ «Восход» (подчиняется Минкомсвязи), занимающийся автоматизацией работы органов власти, закупит серверы китайского производителя Inspur на $225 млн, рассказал «Ведомостям» человек, близкий к одной из сторон соглашения, и подтвердил человек, участвовавший в ее обсуждении. Сумма сделки составляет более $200 млн, говорит представитель НИИ «Восход».

Соглашение касается серверного оборудования, которым институт усилит свой дата-центр, сообщил сотрудник пресс-службы «Восхода». Оборудование также позволит институту создавать новые IT-системы («Восход» - госоператор системы электронных паспортов, он также разрабатывает госсистемы «Выборы», «Правосудие» и «Законотворчество»), добавляет представитель института. Соглашение о стратегическом сотрудничестве НИИ «Восход» и Inspur подписано 13 октября.

В середине августа министр связи Николай Никифоров на переговорах в Китае с министром промышленности и информатизации КНР Мяо Вэем пообещал, что Россия увеличит объем импорта китайского IT-оборудования, в том числе серверов. Ответственный секретарь Российско-китайской палаты Сергей Санакоев еще тогда назвал Inspur в числе компаний, оборудование которых будет поставляться в Россию.

Наращивание оборотов российско-китайского взаимодействия по IT палата начала планировать больше года назад, говорит Санакоев. По его словам, переговоры затрудняла позиция российских госрегуляторов, считавших китайское оборудование небезопасным. Одновременно с этим регуляторы продолжали использовать западное (в частности, американское) оборудование, удивляется Санакоев. Диалог с регуляторами наладился после майского посещения Китая президентом Владимиром Путиным, заметил он.

Китайские технологии безопасны и у российской стороны будет полный контроль над ними, уверен Санакоев. В компании Inspur безопасность своих решений считают одним из главных козырей. Продукты работают на открытой платформе, основанной на open-source решениях, говорит директор Inspur по развитию бизнеса в России Чжао Вэнцьзин. А китайские модули безопасности, по ее словам, можно будет заменить модулями российского производства.

Китайские продукты с открытым исходным кодом нужно так же проверять и контролировать, как и любые другие (в том числе американские или отечественные разработки), предупреждает Илья Медведовский, гендиректор Digital Security, занимающейся анализом защищенности информационных систем. Наличие исходного кода несколько облегчает эту задачу, но не является гарантией безопасности продукта, говорит он.

Еще несколько месяцев назад Inspur не присутствовала на массовом российском рынке, говорит Александр Бодров, гендиректор компании «Сфера» (с конца сентября - официальный дистрибутор Inspur в России). Inspur начала работать с партнерами с середины лета 2014 г. и уже заключила несколько соглашений о дистрибуции, рассказывает он. В Китае же Inspur занимает лидирующие позиции по поставке серверного оборудования, ориентируясь в основном на госсектор. В России компания будет ориентироваться не только на государственный, но и на коммерческий сектор, знает Бодров. Хотя сама «Сфера», заказчиками которой являются МВД и МЧС, также нацелена на дистрибуцию у госзаказчиков. По словам Бодрова, по своим характеристикам продукты Inspur схожи с оборудованием ведущих вендоров, поэтому уже в следующем году продажи Inspur в России могут достичь 500 млн руб., надеется он.

Когда российские компании будут планировать расширение IT-базы, Минкомсвязи постарается упростить их контакты с китайским производителем, рассказывал представитель министерства в августе. По его словам, министерство делает это для снижения зависимости от американских производителей оборудования связи, серверов и систем хранения данных (полного отказа от них не предполагается), а также для снижения цен на конкурентоспособные решения.