Google отрицает, что незаконно ограничивает конкуренцию с «Яндексом»

Производители телефонов с Android свободны в установке приложений, настаивает американский поисковик
Производитель смартфона или планшета на базе Android волен установить туда любой сервис/ М. Стулов/ Ведомости

Google заключает эксклюзивные соглашения по разделению прибыли с производителями телефонов, работающих на операционной системе Android, признал консультант по конкуренции Google по региону EMEA Теро Луко. В рамках таких соглашений продвижение мобильных приложений других компаний, не Google, на телефонах производителей ограничено, уточнил он. Тем не менее такие соглашения не нарушают антимонопольные законы, поскольку заключать такое соглашение или нет - выбор производителя телефона, настаивает Луко.

В феврале «Яндекс» попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить, не нарушает ли Google российское антимонопольное законодательство. Российский поисковик полагает, что соглашения Google с производителями телефонов нарушают его права распространять мобильные приложения.

ФАС прислушалась к «Яндексу» и возбудила дело против Google, первое слушание состоится на следующей неделе.

«Яндекс» хочет, чтобы список сервисов, которыми пользуются владельцы устройств (поиск, карты, почта и др.), не зависел от операционной системы. Больше всего компанию волнует вопрос о предустановке этих приложений на мобильные устройства под управлением Android - смартфоны и планшеты. Предустановленным считается приложение, которое человек получает вместе с приобретенным устройством. Предустановка сервиса - это способ его продвижения, и разработчики платят за нее производителям устройств или софта (например браузеров). Люди не привыкли менять настройки телефона и пользуются тем, что на нем уже установлено, объясняла представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. А установлено всюду разное: скажем, на устройствах Android поисковик «Яндекса» (который приходится устанавливать вручную) обрабатывает всего 44% запросов, а на Nokia X (где «Яндекс» установлен по умолчанию) - 76%, уточняла она.

Производитель смартфона или планшета на базе Android волен установить туда любой сервис. Но если он хочет, чтобы в устройстве присутствовали в том числе ключевые сервисы Google, например онлайн-магазин приложений Google Play (без доступа к которому покупать устройство на базе Android нет смысла), то обязан согласиться на ее условия, утверждает «Яндекс». Производитель получает от Google закрытый пакет технологий Google Mobile Services (в него входит и Google Play) в обмен на ограничения, которые ему навязывает американская компания, вплоть до запрета на сотрудничество с конкурирующими сервисами, настаивает «Яндекс».

С такими ограничениями «Яндекс» столкнулся в прошлом году, когда три производителя смартфонов - Fly, Explay и Prestigio отказались устанавливать его сервисы на свои устройства. Все трое сослались на Google, выдвинувшего такое условие.

Американский поисковик никак не ограничивает производителей при получении Google Mobile Services, это бесплатный пакет, которым компании могут пользоваться свободно, утверждает Луко из Google. Но американская компания готова делиться с производителями частью прибыли от мобильного поиска и приложений в том случае, если производители дополнительно продвигают поиск и приложения Google, указывает он. В рамках именно таких соглашений предустановка приложений других компаний ограничена, заявил Луко. «Мы никак не навязываем такие соглашения, - говорит он. - Более того, в этом есть некая ирония, что мы слышим подобные претензии по монополизму именно от «Яндекса», у которого доля в поиске в России гораздо выше, чем у Google».

У кого какая доля

Луко и руководитель экономической политики Google по региону EMEA Адам Коэн отказались раскрывать, какой процент телефонов Android, продаваемых в России, произведены в рамках соглашений о разделении прибыли. «У конкурентов есть достаточно пространства на рынке, чтобы заключать собственные соглашения с производителями», - говорит Луко.

У самих производителей Android есть выбор - предустанавливать приложения Google на свои телефоны или нет, у пользователей, которые купили телефон, также есть выбор - пользоваться предустановленными приложениями или удалить их, заявил Луко. Он и Коэн не раскрыли, на каком количество продаваемых в мире и в России устройств не установлены приложения Google: «Производители не сообщают нам таких данных». Также представители поисковика не смогли сообщить, какое количество пользователей удаляют или не пользуются предустановленными приложениями Google. «Если судить по количеству скачиваний приложений наших прямых конкурентов, того же «Яндекса», то у этой компании очень много пользователей на мобильных устройствах в России», - говорит Коэн.

«Яндекс» доминирует на российском рынке поиска с долей в 58,9% (данные LiveInternet за январь 2015 г.), доля Google - 32,8%. Но тенденция не в пользу российского поисковика. За год доля «Яндекса» на этом рынке снизилась на 3 п. п., тогда как доля Google, напротив, выросла на 6 п. п.

Это во многом следствие роста популярности операционной системы Android, под управлением которой работает более 80% используемых в России смартфонов (оценка «Яндекса»).

Недавно аналитики инвестбанков Morgan Stanley, Goldman Sachs и Raiffeisen Centrobank снизили рекомендации по акциям «Яндекса», а два банка из трех посоветовали инвесторам продавать эти бумаги. Они обосновывали свои рекомендации не только ухудшением ситуации в экономике и на рекламном рынке, но и тем, что «Яндекс» стал проигрывать Google на рынке поиска в мобильных устройствах. А доля мобильной аудитории растет: сейчас, по оценке аналитиков Morgan Stanley, на нее приходится 25% всего интернет-трафика, а через два года будет уже 50%. Аналитики считают, что «Яндексу» будет сложно исправить ситуацию, учитывая, что Google контролирует такие крупные источники трафика, как устройства Android, магазин приложений Google Play и видеохостинг YouTube. А аналитики Raiffeisen Centrobank в недавнем отчете прямо заявили, что не видят иного способа решить проблему, кроме вмешательства регулятора.

Представители Google отказались раскрыть долю этой компании в мобильном поиске в России.