В 2014 году российский рынок мобильного контента недосчитался более 12 млрд рублей выручки

Это произошло из-за поправок к закону о связи
Абонент должен давать явное согласие на оплату мобильного контента, а оператор связи – предоставлять ему полную информацию об услуге/ Е.Разумный/ Ведомости

Хотя законодательные меры дали эффект, они не уничтожили мобильного мошенничества. Меры по борьбе со списаниями с мобильных номеров и мобильными мошенниками вчера обсуждали участники расширенного заседания комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи под председательством Леонида Левина. В ходе обсуждения представители «Мегафона» и «Вымпелкома» сообщили, что продолжают возмещать убытки от списаний своим абонентам. «Мегафон» за 2014 г. и начало 2015 г. возместил абонентам 93,45 млн руб., «Вымпелком» – 45 млн руб. за 2014 г., рассказали два участника совещания.

Доходы от контент-услуг в России в 2014 г. год к году снизились на 20% до 48,9 млрд руб., следует из отчета AC&M-Consulting. Снижение доходов от контента – следствие вступления с 1 мая 2014 г. поправок к закону о связи, ужесточающих условия доступа к контенту, отмечает партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова.

После вступления поправок в силу абонент должен давать явное согласие на оплату мобильного контента, а оператор связи – предоставлять ему полную информацию об услуге, ее владельце и стоимости. В ответ на запрос контента оператор должен прислать абоненту sms со стоимостью и описанием услуги и запросом на подтверждение ее покупки. Подтвердить свое согласие абонент должен ответным сообщением. То есть, чтобы получить доступ к контенту, абонент должен отправить не одно, а два sms. Это отпугнуло часть потребителей – например, поначалу многие из тех, кто не знал о новых требованиях, подозревали, что столкнулись с мошенничеством, рассказывает Панкратова.

Рынок мобильного контента начал падение раньше вступления поправок в силу. Операторы начали готовиться к новым правилам заранее и запустили систему двойного подтверждения заказа контента задолго до 1 мая. Поэтому в I квартале 2014 г. по сравнению с IV кварталом 2013 г. рынок сократился на 13%, такое же квартальное сокращение произошло в апреле – июне 2014 г., рассказывает Панкратова. В III квартале 2014 г. снижение ко II кварталу составило уже только 1%, а в IV квартале начался рост – на 10% к июлю – сентябрю 2014 г., говорит Панкратова. Отчасти это произошло из-за сезонного фактора, но уже можно говорить о начале стабилизации рынка, считает она. Далеко не весь мобильный контент предлагают мошенники и его не всегда покупают спонтанно – есть и осознанные покупки, отмечает Панкратова. По ее мнению, пользователи приспособились к новым условиям и вернулись к покупке контента.

Самым сильным падение было в мае 2014 г., оно продолжалось все лето, минимум по доходам был в августе, вспоминает гендиректор группы компаний i-Free Василий Кунцевич. В IV квартале был незначительный рост, но он в большей степени был связан с сезонными факторами, передал он «Ведомостям».

Снижение sms-трафика примерно на 30% агрегатор Devino Telecom зафиксировал в октябре 2014 г., передал «Ведомостям» его директор по маркетингу Евгений Фадеев. Но уже в декабре ситуация стабилизировалась, утверждает он. Помимо ужесточения законодательства о связи этому способствовало ухудшение общеэкономической ситуации, а также повышение «Мегафоном» тарифов sms-рассылки, говорит Фадеев. Но sms по-прежнему один из самых удобных способов коммуникации, поэтому клиенты, которые сократили объем трафика из-за повышения стоимости услуги, постепенно вновь нарастили его и сейчас рост продолжается, отмечает он.

Борьба с мошенничеством привела к снижению выручки МТС от мобильного контента и эта выручка продолжает снижаться, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. Для повышения лояльности абонентов МТС сама готова отказаться от таких доходов, уверяет он.

Выручка «Мегафона» от неголосовых дополнительных услуг в 2014 г. не выросла и осталась на прежнем уровне в связи с законодательными изменениями, отмечает представитель «Мегафона» Алия Бекетова. Но жалоб на мошенничество стало меньше, добавляет она.

Выручка «Вымпелкома» от продаж контента начала падать в конце 2013 г., когда компания объявила войну с «токсичными сервисами» и недобросовестными контент-провайдерами, говорит его представитель Анна Айбашева. Эта борьба, а также вступление в силу поправок в закон о связи объясняют падение продаж контента в первом полугодии 2014 г., считает она. Но произошло оздоровление рынка, добавляет Айбашева, и со второго полугодия 2014 г. доходы от контента вновь пошли вверх.

Частично компенсировать падение рынка позволило то, что контент-провайдеры начали работать в параллельных нишах: с магазинами приложений, интернет-проектами, в корпоративном сегменте, передал Кунцевич «Ведомостям». Стимулировать рынок могли бы послабления в законе, надеется он.