В зоне .ru стало меньше доменов

Виной тому борьба поисковиков с оптимизаторами и конкуренция со стороны других доменных зон
За прошлый год в зоне .ru стало на 53 000 доменов меньше/ М. Стулов/ Ведомости

В прошлом году в зоне .ru насчитывалось 4,86 млн доменов, следует из годового отчета Координационного центра национального домена сети интернет (КЦ). Это на 1,08% меньше, чем годом ранее, и на 10,1% меньше, чем прогнозировал сам центр, говорится в документе. КЦ ожидал увеличения числа доменов, как и в предыдущие годы. Так, в 2013 г. этот показатель вырос на 6,3%.

В начале прошлого года администраторы продолжали активно регистрировать новые домены, указано в отчете, но уже в апреле начался резкий отток, который в декабре достиг максимума – за месяц зона .ru потеряла сразу 25 817 доменов. То есть администраторы не продлили сразу десятки тысяч доменов.

Падение происходит за счет групп администраторов сайтов, которых условно можно отнести к среднему сегменту – «профессиональных домейнеров», поисковых оптимизаторов, парковщиков (резервируют у регистраторов доменные имена. – «Ведомости»), объясняет КЦ в своем отчете. Уменьшается как число таких администраторов, так и их средний «пакет» – количество доменов на одного администратора. В более низком сегменте (от 1 до 10 доменов) наблюдается рост, а в верхнем сегменте (более 50 000 доменов на одного администратора) число доменов стабильно, говорится в отчете.

С января по май этого года в зоне .ru наблюдался небольшой рост: число доменов выросло на 0,7% до 4,89 млн, говорит представитель КЦ Ольга Александрова-Мясина. Но этот рост она объясняет в основном скидками и акциями для регистраторов, которые проводили КЦ и технический центр «Интернет», в общем ситуация остается такой же негативной, как и в прошлом году.

Администраторы регистрируют все меньше новых доменов и не продлевают старые прежде всего из-за общего ухудшения экономической ситуации в России, что сказывается на малом бизнесе, часть которого – профессионалы доменного рынка, говорится в отчете. Еще одна причина – новая политика «Яндекса» и Google по ранжированию сайтов. Поисковики в прошлом году стали исключать парковочные сайты из выдачи по поисковым запросам, в результате владельцы таких страниц лишились рекламных доходов и перестали продлевать регистрацию своих доменов, указывает КЦ.

Начало оттока в зоне .ru совпадает по времени c объявлением «Яндексом» войны оптимизаторам. Как раз в апреле 2014 г. руководитель поисковых сервисов «Яндекса» Александр Садовский заявил, что при определении позиции сайта в выдаче поисковик больше не будет учитывать, сколько других сайтов на него ссылается. Когда платных ссылок слишком много, это обесценивает саму идею поиска: пользователь получает в ответ на свой запрос не самый адекватный ответ, а тот, который оплатили владельцы сайтов, объяснил он. А в мае 2015 г. «Яндекс» запустил алгоритм «Минусинск», в результате чего несколько сотен сайтов, ссылки на которые были оплачены их владельцами, опустились в результатах его поиска в среднем на 20 пунктов. Вчера представитель «Яндекса» Ася Мелкумова согласилась, что спрос на домены мог снизиться из-за борьбы поисковика с платными ссылками.

Кириллица на подъеме

Кириллическая доменная зона .рф показала рост на 7,2%, следует из данных КЦ. Всего по итогам 2014 г. в этой зоне насчитывалось 835 175 доменных имен. Это оптимистичнее планов самого КЦ – 779 280 доменов. Однако к концу 2014 г. и в зоне .рф начал наблюдаться отток – сразу на 30 599 доменов в декабре.

У Google в последнее время не было глобальных изменений алгоритма индексации сайтов, хотя небольшие улучшения вводятся постоянно, говорит представитель Google. Заметно механизм ранжирования сайтов менялся лишь в результатах поиска на мобильных устройствах, добавил он.

Google действует не менее жестко, чем «Яндекс», но не так публично, говорит гендиректор регистратора Reg.ru Алексей Королюк: американский поисковик постоянно и очень масштабно отслеживает платные ссылки и пессимизирует сайты. По оценке Королюка, действия «Яндекса»и Google коснулись примерно 15% доменов, которые регистрировались для поисковой оптимизации.

Королюк и директор по коммуникациям Института развития интернета Андрей Воробьев уверены, что помимо борьбы поисковиков с оптимизаторами на числе доменов в зоне .ru все более негативно сказывается конкуренция с другими доменными зонами – .рф, .moscow, .москва, .center и др. В зоне .ru все звучные имена давно заняты, указывает Воробьев, а в альтернативных зонах еще можно найти подходящие имена.

В 2013 г. компании потратили на поисковую оптимизацию в рунете 12 млрд руб., рынок доменов превысил 2,5 млрд руб., следует из исследования «Экономика рунета» (более свежих данных нет).