Минкомсвязи предложило реформировать защиту авторских прав

Министерство хочет отменить коллективное управление авторскими правами и готовит поправки в ГК

Минкомсвязи предлагает реформировать систему защиты авторских и смежных прав в России, следует из материалов, опубликованных на портале regulation.gov.ru. Министерство готовит поправки в Гражданский кодекс, которые полностью отменили бы бездоговорное коллективное управление правами авторов. Необходимость таких поправок объясняется несовершенством действующей в стране системы управления авторскими правами.

Сами поправки пока не опубликованы, общественное обсуждение инициативы продлится до 20 августа.

У сложившейся модели внедоговорного коллективного управления есть недостатки, пишут авторы инициативы. Это и непрозрачность системы сбора и распределения вознаграждения между правообладателями, а также отсутствие у правообладателей возможности контролировать деятельность обществ по коллективному управлению правами. Министерство предлагает сделать так, чтобы общества по коллективному управлению работали только по прямым договорам с авторами и исполнителями.

Минкомсвязи рассматривает два основных варианта поправок, говорит близкий к министерству человек. Либо будет предложено просто убрать управление без договора, либо организовать более глобальную реформу: ограничить процент, который общества по коллективному управлению смогут оставлять на свои нужды, а также передать функции сбора авторских отчислений с производителей и импортеров техники государству, рассказывает он.

Действующая система управления авторскими правами непрозрачна, к ней много претензий у правообладателей, передал «Ведомостям» замминистра связи Алексей Волин. Будет лучше, если автор сам будет договариваться с организацией по коллективному управлению: это эффективнее, чем когда правообладатель находится в положении крепостного и его правами распоряжаются без его согласия.

Сейчас в России действует несколько обществ по коллективному управлению правами авторов. Они собирают вознаграждения в пользу всех авторов и исполнителей – даже тех, которые не заключали соглашения. Российское авторское общество (РАО) собирает отчисления за использование авторских музыкальных произведений с радиостанций, телеканалов, театров, ресторанов и т. п. В 2013 г. РАО собрало 4,4 млрд руб., из них авторам было перечислено 3,2 млрд руб. (данные за 2014 г. еще не опубликованы).

Еще одна структура – Российский союз правообладателей (РСП), учрежденный РАО в 2009 г. РСП собирает деньги с производителей и импортеров электроники и физических носителей (CD, DVD): в 2013 г. союз собрал 3,4 млрд руб., из них перечислил авторам 2,2 млрд руб. Третья организация – ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности), она собирает отчисления с исполнителей и изготовителей фонограмм. В 2013 г. ВОИС собрала 0,9 млрд руб., из них 0,58 млрд руб. были перечислены авторам. ВОИС связана с РАО и РСП общим менеджментом. В июле этого года эти три организации объявили о том, что объединяются в профсоюз.

Субъект права

В июне британская газета Daily Mail сообщила, что гендиректор РАО Сергей Федотов стал владельцем шотландского замка XV века стоимостью $1,5 млн. А на прошлой неделе издание The London Weekly обнаружило у Федотова другую недвижимость в Великобритании – несколько домов в Брайтоне и квартиру в центре Лондона. Все это газета оценила примерно в 11 млн фунтов ($17млн).

Реформа коллективного управления назрела, но нельзя обойтись только отменой бездоговорного управления, так как это не устранит фактического монопольного положения таких обществ, как РАО и ВОИС, считает директор продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов. Реформа должна быть комплексной: надо ограничить процент средств, который такие общества оставляют себе на расходы: сейчас он достигает 40% от собранных средств, и это очень много. Также нужно ввести государственный реестр авторских и смежных прав, который бы зафиксировал права на на объекты авторских и смежных прав: это позволило бы по единым правилам регистрировать «собственность» на такие права, а также сделки с ними. Представитель РАО не ответил на запрос.

Некоторые авторы недовольны авторскими обществами. Так, в прошлом году популярный поэт-песенник Илья Резник сообщил, что изъял все права на свои произведения из коллективного управления РАО, так как получил за них всего 12 руб. в 2013 г. Он пожаловался премьер-министру Дмитрию Медведеву, что РАО монополизировало управление авторскими правами в России и навязывает авторами «мизерные, унизительные тарифы».

Игорь Матвиенко продюсировал музыкальную часть Церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр Сочи, на этих мероприятиях прозвучали несколько его песен, и все это транслировалось по всему миру, рассказывает Лукинов. Но в итоге организация, в которой находятся эти права, получила от РАО за эти трансляции всего 72 руб., что, как минимум, странно. Продюсер группы «Тату» и автор песни «Нас не догонят» Елена Кипер сказала «Ведомостям», что за трансляцию этой песни на открытии Олимпийских игр получила всего 450 руб. Это странно, так как эта песня – мировой хит, а церемония транслировалась в 80 странах мира, удивляется она.

В 2014 г. РСП предложил ввести коллективное управление авторскими правами в интернете – так называемую глобальную лицензию. Она предполагала сбор отчислений за использование музыки с операторов связи (25-30 руб. в месяц с каждого устройства, подключенного к интернету). За это пользователи должны получить неограниченный доступ к контенту. Но эта инициатива была раскритикована интернет-компаниями, операторами, правообладателями и ведомствами (кроме Минкультуры). В июне Главное контрольное управление администрации президента сняло с контроля поручение об изучении этого предложения, которое ранее давал президент Владимир Путин первому вице-премьеру Игорю Шувалову.