Статья опубликована в № 3893 от 12.08.2015 под заголовком: МТС приплатит за Samsung

МТС будет возвращать абонентам до 25% стоимости смартфонов Samsung

Компания собиралась делать это в конце года, но начала акцию раньше

МТС будет возвращать на мобильный счет покупателям всех 54 моделей смартфонов Samsung, продающихся в ее розничной сети и в сетях ее партнеров, до 25% стоимости покупки в течение пяти месяцев, рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. Так, по его словам, покупателю флагманского смартфона Samsung Galaxy S6 с размером памяти 128 Гб, который в рознице МТС стоит 50 600 руб., на счет вернется 10 000 руб., т. е. чуть меньше 20% стоимости аппарата.

Ввести обратную субсидию при покупке смартфонов «Ведомостям» обещал в мае 2015 г. руководитель розницы МТС Арвидас Алутис, он рассчитывал сделать это до конца года. По его планам в течение 2–3 лет на счет телефона должно было бы возвращаться около половины его стоимости.

МТС успела раньше подготовить розничную сеть к таким продажам – в частности, нанять дополнительных продавцов, а также значительно расширила покрытие сотовых сетей, поддерживающих быстрый интернет, объясняет Солодовников сдвиг сроков. Кроме того, МТС начала субсидирование в преддверии высокого сезона, чтобы продать максимальное количество контрактов и устройств. В августе – сентябре продажи традиционно растут: люди возвращаются из отпусков, готовятся к деловому и учебному году и обновляют устройства, утверждает он.

Предыдущий опыт проведения подобных партнерских акций говорит, что они позитивно сказываются на продажах, отмечает представитель Samsung Яна Рожкова.

Условия сотрудничества МТС и Samsung не раскрывают. По словам источника, близкого к одной из сторон проекта, оператор и вендор будут делить расходы, связанные с субсидированием покупок. В какой пропорции, он не говорит.

Сколько будут действовать обратные субсидии на Samsung, Солодовников не сказал. Он отметил, что Samsung не единственный производитель, чьи аппараты будут продаваться по такой схеме, и что продавать субсидируемые телефоны МТС планирует не только через свою розницу, но и через магазины партнеров – например, «М.видео». Это первое такое соглашение на рынке, оно нацелено на повышение лояльности покупателей, считает представитель «М.видео».

Крупнейшим продавцом смартфонов Samsung МТС стала после того, как во II квартале 2015 г. от их закупок отказалась сначала «Евросеть», а затем и «Связной». Ритейлеры объясняют это высокой долей брака в поставках, а близкий к Samsung источник ранее связывал бойкот с резким (до 30%) снижением МТС цен на мобильную электронику в апреле 2015 г. Причина отказа части ритейлеров от Samsung – недостаточная доходность продажи его устройств, которая вызвана ценовой войной на рынке, утверждал он.

Снижению цен в рознице МТС предшествовал ее уход из «Связного». Весной 2015 г. «Связной» возобновил продажи sim-карт «Вымпелкома» и «Мегафона», а вот продажа контрактов МТС – некогда основного партнера «Связного» – практически прекратилась. Скидки на популярные устройства, поддерживающие мобильный интернет, – эффективный инструмент привлечения клиентов, считает Солодовников. По его словам, среднемесячная посещаемость салонов МТС после снижения цен на всю линейку устройств выросла на 30% по сравнению с апрелем, а конверсия посещений в покупки увеличилась в 1,5 раза.

Акция МТС – попытка восстановить снизившиеся продажи контрактов МТС и устройств Samsung, полагает источник, близкий к одному из операторов.

Цена бойкота

Доля смартфонов Samsung в штуках на российском рынке с начала июня 2015 г. по середину июля сократилась с 25,6 до 17,6%, рассказывали источники «Ведомостей», ссылаясь на данные GfK.

С мая 2015 г. смартфоны Samsung в России подешевели в среднем на 30%, тем не менее доля компании в общем количестве проданных в России смартфонов падает, отмечает сотрудник компании – партнера нескольких производителей. То, что производитель и оператор поделят расходы на предоставление услуг сотовой связи, скорее всего, значит, что МТС получит дополнительную скидку от Samsung, не исключает он. Он утверждает, что МТС уже покупает устройства Samsung со скидкой, поскольку дает за них предоплату. Он считает, что обратное субсидирование позволит МТС увеличить выручку от услуг при снижении выручки от продаж в рознице. Но на практике это будет означать, что оператор будет еженедельно недополучать за услуги связи около 150 млн руб., подсчитал он.

Полтора года назад «Связной» в течение нескольких месяцев предлагал возвращать покупателям часть стоимости купленного смартфона на мобильный счет, вспоминает его представитель Мария Заикина. Эксперимент показал, что отложенная на продолжительное время скидка на гаджет покупателям не очень интересна. Большинство из них не связывают покупку устройства с необходимостью пользоваться услугами оператора и воспринимают такую схему как навязывание услуг, объясняет она. В краткосрочной перспективе количество новых абонентов может увеличиться, однако прибыльность таких абонентов неочевидна, так как они могут перестать пользоваться услугами после окончания срока действия акции, предупреждает Заикина. А если в акции участвует действующий абонент МТС, он может в течение пяти месяцев не приносить оператору прибыль, тратя только бонусные средства, замечает она.

МТС не впервые предпринимает экстраординарные шаги на розничном рынке и обычно конкуренты впоследствии повторяют их, парирует Солодовников. После апрельского снижения цен и операторские розничные сети, и подконтрольные им ритейлеры вслед за МТС снизили цены на смартфоны, модемы и планшеты, отмечает он.

«Вымпелком» практикует разные схемы скидок для частных и корпоративных абонентов – в частности, продает оборудование в пакете с услугами по сниженной стоимости, говорит его представитель Анна Айбашева. Скидки на оборудование для корпоративных клиентов могут достигать 50%, рассказывает она. При этом «Вымпелком» не ограничивает участие в акции продукцией одного вендора, а дает больший выбор, предлагая оборудование разных производителей, отмечает Айбашева.

Подобные акции негативно влияют на OIBDA компании, считает представитель «Мегафона» Татьяна Зверева. В своих салонах «Мегафон» изначально предлагает устройства по доступным ценам, а корпоративные абоненты по акции могут купить оборудование за 1 руб., рассказывает она.