Владимир Путин выписал 10 млрд рублей на беспилотный «Камаз» и другие чудеса техники

Распоряжаться ими будет Агентство стратегических инициатив
Беспилотный «Камаз» и другие чудеса российской техники получат до 10 млрд рублей/ facebook.com/paokamaz

Президент России Владимир Путин поручил правительству заложить в федеральный бюджет 2016 г. средства на поддержку программы «Национальная технологическая инициатива», следует из официальной стенограммы совещания президента с членами правительства. Финансирование должно составить до 10 млрд руб., уточнил «Ведомостям» ответственный за реализацию этой программы директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков. Высокопоставленный федеральный чиновник подтвердил, что премьер Дмитрий Медведев заложил в бюджет-2016 на «Национальную технологическую инициативу» 10 млрд руб. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина отказалась от комментариев.

По данным сайта АСИ, программа охватывает несколько направлений: беспилотные автомобили, летательные аппараты и морской транспорт; персональная медицина; искусственные компоненты сознания и психики; персональные системы безопасности; децентрализованные финансовые системы и валюты; системы персонального производства и доставки пищи и воды; распределенная энергетика. Принципы выбора этих направлений Песков описывал в июне на заседании совета по модернизации экономики при президенте России: каждый из этих мировых рынков к 2035 г. должен превышать $100 млрд, на нем не должно быть общепринятых стандартов и должна быть возможность замены посредников на управляющее программное обеспечение. По каждому из направлений должны быть разработаны дорожные карты, определяющие место России на этих рынках в будущем. Окончательное утверждение дорожных карт запланировано на октябрь 2015 г., говорит Песков.

Далекий замах

О создании «Национальной технологической инициативы» президент Владимир Путин сообщил в послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 г., назвав эту программу одним из приоритетов государственной политики. На официальном сайте АСИ она представлена как программа по созданию новых рынков и условий технологического лидерства России к 2035 г.

В 2016 г. бюджетное финансирование пойдет, по его словам, преимущественно на первые четыре направления «Национальной технологической инициативы»: AeroNet (беспилотные летательные аппараты), AutoNet (беспилотные автомобили), MariNet (беспилотный морской транспорт) и NeuroNet (распределенные компоненты сознания). Но «зрелые проекты» из других направлений тоже могут получить часть средств, говорит он.

В большинстве сегментов есть несколько десятков примерно равнозначных проектов, говорит Песков, за исключением AutoNet, где безусловный лидер – проект беспилотного грузовика, который ведет «Камаз». Представитель «Камаза» Олег Афанасьев сказал, что все привлекаемые средства сейчас идут на создание прототипа, что обойдется в несколько миллиардов рублей. Оценки общей стоимости проекта колеблются, по сведениям Афанасьева, в пределах 17–18 млрд руб.

Какую часть госфинансирования получит проект беспилотного «Камаза», Песков не говорит: это предстоит решить президиуму совета по модернизации при президенте.

В сегменте NeuroNet АСИ выделяет компанию CoBrain, составляющую карту головного мозга для изучения связи мозга с телом человека и внешним миром. Связаться с CoBrain вчера не удалось. В секторе беспилотных летательных аппаратов одним из самых продвинутых АСИ считает проект компании Copter Express, сообщил сотрудник пресс-службы агентства. Ее гендиректор Олег Понфиленок подтвердил «Ведомостям», что Copter Express планирует участвовать в пилотных проектах «Национальной технологической инициативы».

В дорожной карте MariNet лидирует компания «Транзас» – разработчик морского и авиационного бортового оборудования и тренажеров, которая, правда, не запрашивает значительных бюджетных ассигнований, говорит Песков. В подавляющем числе проектов доля частного финансирования превышает 50%, за исключением направления NeuroNet, где ведутся фундаментальные научные исследования и государственное финансирование преобладает, добавляет он.

Эти проекты, перечисленные в четырех дорожных картах, уже финансировались из государственного бюджета через институты развития, рассказывает Песков, но в совокупности получили всего несколько сотен миллионов рублей. А сама «Национальная технологическая инициатива» успела получить несколько десятков миллионов рублей от государственных институтов развития (в частности, от Российской венчурной компании и из Фонда Бортника) на организацию работы.

Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».