Государственный бюджет оплатит беспилотники и новую модель интернета

«Национальная технологическая инициатива» получила 10 млрд рублей из бюджета
На развивающемся рынке беспилотников доля России может составить более $35-40 млрд/ М. Стулов/ Ведомости

«Национальная технологическая инициатива» в 2016 г. получит до 10 млрд руб. из бюджета. Об этом в пятницу заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на заседании президиума совета по модернизации экономики.

О создании «Национальной технологической инициативы» (НТИ) президент Владимир Путин сообщил в послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 г., назвав эту программу одним из приоритетов государственной политики.

«Смысл "Национальной инициативы" как раз в том и состоит, чтобы создать в нашей стране условия для развития отраслей, которые станут ведущими отраслями в мировой экономике, может быть, даже и не сейчас, а через 20–25 лет», - пояснил в пятницу премьер (цитата по стенограмме на официальном сайте правительства России).

Премьер отметил, что в нынешних условиях было непросто найти деньги, и потребовал расходовать их максимально эффективно.

В 2016 г. бюджетное финансирование пойдет на первые четыре направления НТИ: AeroNet (беспилотные летательные аппараты), AutoNet (беспилотные автомобили), MariNet (беспилотный морской транспорт). За эти направления будет отвечать Минпромторг. Четвертое направление - NeuroNet (распределенные компоненты сознания), которое проконтролирует Министерство образования и науки. Всего направлений восемь — помимо четырех одобренных НТИ работает над рынками персональной медицины, продовольствия, энергетики и персональных систем безопасности.

Дорожная карта AeroNet (есть в распоряжении «Ведомостей») предполагает, что к 2025 г. над территорией страны будут постоянно находиться в воздухе не менее 100 000 беспилотных воздушных судов. На развивающемся рынке беспилотников доля России может составить более $35-40 млрд, а глобальный рынок, по оценке авторов дорожной карты, может составить более $200 млрд.

Развивать российский рынок дорожная карта предлагает в четырех направлениях: используя их для дистанционного зондирования и мониторинга, применяя в сельском хозяйстве, используя их для перевозок, а также в поисковых и спасательных операциях. Уже в ближайшие три года авторы дорожной карты хотят привлечь беспилотники в пробные проекты: кадастровые работы в Ростовской области, мониторинг линий электропередач в Ленинградской области, аэромагнитный мониторинг кимберлитовых трубок в Астраханской области.

Авторы дорожной карты AutoNet прогнозируют, что к 2035 г. общемировой объем рынка достигнет $3 трлн. По прогнозам дорожной карты AutoNet, объем российского рынка к 2020 г. составит 554 млрд руб., а к 2035 г. вырастет до 10 трлн 026 млрд руб. Дорожная карта также предполагает несколько пилотных проектов. Среди проектов AutoNet безусловным лидером является проект беспилотного грузовика, который ведет «Камаз», говорил «Ведомостям» директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков, со стороны АСИ ответственный за работу над НТИ.

Дорожная карта MariNet будет работать в трех направлениях: это цифровая навигация, инновационное судостроение и освоение ресурсов океана. Конкретных пилотных проектов она не описывает. В этой дорожной карте лидирует компания «Транзас» – разработчик морского и авиационного бортового оборудования и тренажеров, которая, правда, не запрашивает значительных бюджетных ассигнований, говорил «Ведомостям» Песков.

А в дорожной карте NeuroNet речь идет пока что о формировании исследовательской среды, объяснял в пятницу на заседании премьер-министр. В самой дорожной карте NeuroNet называется следующим этапом развития нынешнего интернета, участники которого (человек с человеком или человек с машиной) будут общаться через новые нейроинтерфейсы. К 2035 г. российский NeuroNet должен занимать не меньше 2,5% ($45 млрд) мирового рынка. До 2018 г. дорожная карта планирует создать 10 центров развития нейротехнологий на базе ведущих университетов.