Экономика рунета доросла до 2,2% ВВП России

На докризисный уровень роста рунет сможет выйти только в 2017 году
62 млн человек пользуются интернетом каждый день/ С. Портер/ Ведомости

Объем рынка экономики рунета в 2014 г. достиг 1,5 трлн руб., что сопоставимо с 2,2% ВВП России за прошлый год, объявили в рамках Russian Interactive Week 2015 в Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и в Высшей школе экономики. Объем экономики интернет-зависимых рынков составил более 11,8 трлн руб., что сравнимо с 16% ВВП России.

Аудитория рунета составила 77,5 млн человек в возрасте более 18 лет, или 66% населения. 62 млн человек пользуются интернетом каждый день.

Объем онлайн-ритейла в 2014 г. составил 475 млрд руб., электронные платежи выросли на 36% до 476 млрд руб. по сравнению с 2013 г., сегмент онлайн-трэвел вырос на 43% до 279 млрд руб.

В 2015 г. объем контекстной рекламы может вырасти на 14%, прогнозируют эксперты РАЭК. В 2014 г. объем контекстной рекламы составил 70 млрд руб., рост 23% по сравнению с 2013 г. Видеореклама может вырасти на 30% в этом году. В прошлом году объем видеорекламы составил 3,8 млрд руб. Поисковая оптимизация в прошлом году составила 13 млрд руб., рост на 9%. Рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях (SMM) эксперты РАЭК оценили в 7,4 млрд руб. в 2014 г. В этом году они прогнозируют рост в 18%.

Затраты рекламодателей на медийную рекламу в прошлом году сократились на 5% до 22 млрд руб. Аналитики прогнозируют, что и в 2015 г. рынок продолжит сокращаться на 10%, сократится и рынок поисковой оптимизации — на 3%.

Рынок онлайн-игр в 2014 г. вырос на 16% до 41 млрд руб. Кроме того, эксперты отмечают увеличение спроса на легальный контент в рунете. Затраты на просмотр видео, прослушивание музыки и скачивание книг составили около 6,7 млрд руб. При этом рост электронных книг составил 60%,  и, по прогнозам, этот сегмент будет расти в 2015 г. на 70%.

Эксперты РАЭК оценили влияние экономического кризиса на экономику рунета в 2014 г. в 7,1 по 10-балльной шкале. 58% опрошенных отметили значительное сокращение бюджетов на отдельные проекты. 46% отметили закрытие проектов. Также из-за кризиса многие сокращают издержки за счет персонала: 38% отметили увольнения, 27% - сокращения или отмену бонусов, 14% - урезание заработной платы.

Первые признаки кризиса компании заметили в III квартале 2014 г., когда началось падение трат на медийную рекламу. В IV квартале прошлого года и в начале 2015 г. 41% респондентов отметили уже начало полномасштабного кризиса. Но ряд отдельных сегментов рынка электронной коммерции почувствовал серьезное влияние кризиса только во второй половине 2015 г. 11% экспертов уверены, что кризиса в отрасли нет по сравнению с «общим состоянием российской экономики».

Два года назад рынок рос темпами 40-50%, но сейчас из-за кризиса рост замедлился, сказал на RIW директор РАЭК Сергей Плуготаренко. "Интернет-рынок сильно быстрее, чем офлайн. С другой стороны, мы считаем в рублях, в валюте рост будет совершенно другим, - сказал он. - Но интернет привык рост мерить десятками процентов".