Samsung предъявил «Евросети» иск на 1,22 млрд рублей

Так Samsung оценивает трехлетнюю неустойку ритейлера по просроченным платежам
В октябре 2012 г. - сентябре 2015 г. Samsung поставил «Евросети» электроники и ПО примерно на 52 млрд руб., следует из иска/ Е. Кузьмина/ Ведомости

В июне 2015 г. начался конфликт крупных ритейлеров с Samsung: тогда закупать смартфоны у Samsung прекратила «Евросеть». По словам представителя «Связного» Марии Заикиной, «Связной» прекратил закупки у Samsung в середине июня. Их заморозили также «Вымпелком» и «Мегафон». Сотрудники «Евросети», «Связного» и «Вымпелкома» объясняли этот шаг существенным увеличением доли бракованных смартфонов. В среднем по рынку приемлемый уровень – менее 1%, а у Samsung по отдельным партиям уровень брака превышает 7%, объяснял Малис, добавляя, что вырос и разрыв между выплатой денег покупателям за возврат и гарантийными выплатами производителя.

«Евросеть-ритейл» (компания, управляющая розничной сетью) неоднократно допускала просрочку платежей за продукцию Samsung, целый ряд поставленных ей почти за три года (с октября 2012 г. по сентябрь 2015 г.) партий товара был оплачен с существенными задержками. Это следует из иска «Самсунг электроникс рус компани» к «Евросеть-ритейлу», направленного в Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате (копия есть у «Ведомостей»). В октябре 2012 г. - сентябре 2015 г. Samsung поставил «Евросети» электроники и ПО примерно на 52 млрд руб., следует из иска. «Евросеть» должна была оплачивать отгруженный Samsung товар в течение 60-90 дней. Неустойка (пеня) за просрочку платежа на срок до 14 дней составляла 0,1% в день от стоимости поставки, по истечении этого срока - 0,2%; общие штрафные санкции не должны превышать 5%, говорится в иске. По платежам за поставки, произведенные в течение чуть менее трех лет, «Евросеть» задолжала неустойку в размере чуть более 1,22 млрд руб. и к моменту подачи иска (26 октября 2015 г.) не ответила на претензии Samsung.

Иск подан, подтвердила представитель Samsung Яна Рожкова. Производитель неоднократно обращался к «Евросети» с требованием погасить задолженность по пеням, но не получил ответа, утверждает она. Ввиду того, что на протяжении пяти месяцев «Евросеть» не закупает мобильные устройства Samsung, возникла необходимость юридического вмешательства в преддверии закрытия финансового года, объясняет Рожкова.

Президент «Евросети» Александр Малис категорически не согласен с претензиями Samsung. «Евросеть» уже несколько месяцев не торгует его техникой и давно урегулировала все финансовые вопросы с ним, утверждает он. Все сроки оплат согласовывались с Samsung и это подтверждено документально, говорит Малис. По его словам, Samsung зачастую задерживал бонусы, причитающиеся за продажи его продукции, а «Евросеть» не платила неустойки. После выплаты бонусов происходил взаимозачет, уверяет он.

В сентябре 2015 г. иск к Samsung на 150 млн руб. в МКАС подала сама «Евросеть». Это убыток, который «Евросеть» понесла, выплачивая компенсации покупателям за бракованный товар Samsung, рассказывала тогда представитель «Евросети» Ульяна Смольская. Но этот иск пока оставлен без движения - «Евросеть» до сих пор не пыталась активизировать разбирательство, поскольку Samsung намеревался решить этот вопрос, утверждает Малис.

У «Евросети», «Связного», «Вымпелкома» и «Мегафона» много общего. «Вымпелком» с «Мегафоном» с 2013 г. являются совладельцами «Евросети». А в декабре 2014 г. брат Александра Малиса Олег стал контролирующим акционером «Связного». Спустя несколько месяцев после этого «Связной» возобновил продажи sim-карт «Вымпелкома» и «Мегафона». А продажи контрактов МТС – некогда основного партнера «Связного» – в июне, напротив, прекратились: МТС решила, что, сменив акционера, «Связной» стал намеренно занижать ее долю в продажах.

Качество телефонов не имеет никакого отношения к нынешним событиям, причина отказа части ритейлеров от Samsung – недостаточная доходность продажи его устройств, которая вызвана ценовой войной на рынке, уверял человек, близкий к корейскому производителю. Дело в том, что, уйдя из «Связного», МТС сделала ставку на собственную розничную сеть. Чтобы повысить посещаемость, оператор резко снизил цены на смартфоны, в том числе на Samsung. МТС решила продавать смартфоны по себестоимости, зарабатывая не на их продаже, а на мобильном интернет-доступе, аудитория которого благодаря подешевевшим смартфонам должна расшириться, объявлял оператор в апреле.