Москва отказалась менять правила расчетов за наружную рекламу

Операторы должны будут заплатить 8 млрд рублей или уйти с рынка
Russ Outdoor внес часть платы за пользование рекламными местами в 2016 г./ А. Гордеев/ Ведомости

Оператор наружной рекламы Russ Outdoor внес часть платы за пользование рекламными местами в 2016 г., рассказали «Ведомостям» несколько участников этого рынка. По их словам, представитель оператора объявил об этом на недавнем совещании в Торгово-промышленной палате. Источник в Russ Outdoor подтвердил, что платеж внесен, уточнив, что компания перечислила московскому департаменту СМИ и рекламы 100 млн руб. за один из лотов; этот лот Russ Outdoor и в прошлом году оплачивала раньше, чем другие, добавил он. Пресс-секретарь департамента СМИ и рекламы Константин Горохов подтвердил, что платеж переведен. «Первые платежи от компаний – эксплуатантов рекламных конструкций получены, все они произведены в полном объеме», – добавил он.

В 2013 и 2014 гг. департамент СМИ и рекламы провел два аукциона на размещение рекламных щитов, разыграв 8806 мест. Победители аукционов пообещали перечислить в бюджет города более 100 млрд руб. в течение 10 лет – в 6 раз больше, чем операторы заплатили Москве в предыдущее десятилетие. Заключив договоры, операторы заплатили городу за первый год использования рекламных мест и за десятый.

Тем временем рынок наружной рекламы вступил в кризис. В 2014 г., по данным «Эспар-аналитик», он не вырос, а в первой половине 2015 г. сократился год к году на 25% до 24,3 млрд руб. Сокращались и расходы на рекламу в Москве (см. график). В начале 2015 г. обанкротился один из московских операторов наружной рекламы – «Никэ», не сумевшая перевести очередной платеж департаменту. Компания выиграла на аукционе право установить 802 конструкции и должна была в течение 10 лет ежегодно выплачивать за них по 1,35 млрд руб. Департамент разорвал отношения с «Никэ», объяснив другим участникам рынка, что все безотлагательно должны выполнять условия по договору.

В этом году операторы неоднократно просили департамент СМИ и рекламы и мэра Москвы Сергея Собянина смягчить требования по оплате счетов. Они предлагали властям зачесть платеж за десятый год (уже внесенный) в качестве платежа за 2016 г., но мэрия не пошла навстречу. Еще в конце октября операторы обсуждали с департаментом возможность платежа в рассрочку, чтобы оплачивать счета не сразу за год, а два раза по вдвое меньшей сумме – за первое и второе полугодие. Но и от этого предложения департамент отказался.

Russ Outdoor получила счет одной из первых, говорит Горохов. Остальные счета эта компания (ей предстоит заплатить еще 2,65 млрд руб.) и другие четыре (ТРК, Gallery, «Вера-Олимп» и «Расвэро») получат в конце ноября. Счет не будет выставлен только оператору «Руан» – он после аукциона заплатил сразу за пять лет. Оплатить счета операторы должны будут в течение 10 дней с момента их получения. Правда, в прошлом году было сделано исключение для ТРК, которая представила вексель с обещанием заплатить позже. В этом году ей снова придется сложнее всего: за право работать в следующем году ей надо заплатить 2,25 млрд руб., а с деньгами, как предупреждала ее директор Гюли Коган, возникают трудности.

Оплатив первый счет за 2016 г., Russ Outdoor создала прецедент, считает сотрудник одного из операторов наружной рекламы: теперь и все остальные операторы должны будут перевести московскому департаменту СМИ и рекламы деньги на целый год вперед, исключений ни для кого департамент сделать уже не сможет – иначе допустит существенное нарушение договора, которое другие участники рынка смогут оспорить в суде.

Оплата счета, совершенная Russ Outdoor, – это демонстративный шаг компании, которая заявляет, что готова исполнить свои обязательства вне зависимости от того, смогут ли сделать то же самое ее коллеги, говорит гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. Представители Gallery, «Расвэро», ТРК и «Вера-Олимпа» либо отказались от комментариев, либо не ответили на запросы.