Москва отказалась менять правила расчетов за наружную рекламу

Операторы должны будут заплатить 8 млрд рублей или уйти с рынка
Russ Outdoor внес часть платы за пользование рекламными местами в 2016 г.
Russ Outdoor внес часть платы за пользование рекламными местами в 2016 г. / А. Гордеев / Ведомости

В этом году операторы неоднократно просили департамент СМИ и рекламы и мэра Москвы Сергея Собянина смягчить требования по оплате счетов. Они предлагали властям зачесть платеж за десятый год (уже внесенный) в качестве платежа за 2016 г., но мэрия не пошла навстречу. Еще в конце октября операторы обсуждали с департаментом возможность платежа в рассрочку, чтобы оплачивать счета не сразу за год, а два раза по вдвое меньшей сумме – за первое и второе полугодие. Но и от этого предложения департамент отказался.

Оператор наружной рекламы Russ Outdoor внес часть платы за пользование рекламными местами в 2016 г., рассказали «Ведомостям» несколько участников этого рынка. По их словам, представитель оператора объявил об этом на недавнем совещании в Торгово-промышленной палате. Источник в Russ Outdoor подтвердил, что платеж внесен, уточнив, что компания перечислила московскому департаменту СМИ и рекламы 100 млн руб. за один из лотов; этот лот Russ Outdoor и в прошлом году оплачивала раньше, чем другие, добавил он. Пресс-секретарь департамента СМИ и рекламы Константин Горохов подтвердил, что платеж переведен. «Первые платежи от компаний – эксплуатантов рекламных конструкций получены, все они произведены в полном объеме», – добавил он.

В 2013 и 2014 гг. департамент СМИ и рекламы провел два аукциона на размещение рекламных щитов, разыграв 8806 мест. Победители аукционов пообещали перечислить в бюджет города более 100 млрд руб. в течение 10 лет – в 6 раз больше, чем операторы заплатили Москве в предыдущее десятилетие. Заключив договоры, операторы заплатили городу за первый год использования рекламных мест и за десятый.

Тем временем рынок наружной рекламы вступил в кризис. В 2014 г., по данным «Эспар-аналитик», он не вырос, а в первой половине 2015 г. сократился год к году на 25% до 24,3 млрд руб. Сокращались и расходы на рекламу в Москве (см. график). В начале 2015 г. обанкротился один из московских операторов наружной рекламы – «Никэ», не сумевшая перевести очередной платеж департаменту. Компания выиграла на аукционе право установить 802 конструкции и должна была в течение 10 лет ежегодно выплачивать за них по 1,35 млрд руб. Департамент разорвал отношения с «Никэ», объяснив другим участникам рынка, что все безотлагательно должны выполнять условия по договору.

Russ Outdoor получила счет одной из первых, говорит Горохов. Остальные счета эта компания (ей предстоит заплатить еще 2,65 млрд руб.) и другие четыре (ТРК, Gallery, «Вера-Олимп» и «Расвэро») получат в конце ноября. Счет не будет выставлен только оператору «Руан» – он после аукциона заплатил сразу за пять лет. Оплатить счета операторы должны будут в течение 10 дней с момента их получения. Правда, в прошлом году было сделано исключение для ТРК, которая представила вексель с обещанием заплатить позже. В этом году ей снова придется сложнее всего: за право работать в следующем году ей надо заплатить 2,25 млрд руб., а с деньгами, как предупреждала ее директор Гюли Коган, возникают трудности.

Оплатив первый счет за 2016 г., Russ Outdoor создала прецедент, считает сотрудник одного из операторов наружной рекламы: теперь и все остальные операторы должны будут перевести московскому департаменту СМИ и рекламы деньги на целый год вперед, исключений ни для кого департамент сделать уже не сможет – иначе допустит существенное нарушение договора, которое другие участники рынка смогут оспорить в суде.

Оплата счета, совершенная Russ Outdoor, – это демонстративный шаг компании, которая заявляет, что готова исполнить свои обязательства вне зависимости от того, смогут ли сделать то же самое ее коллеги, говорит гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. Представители Gallery, «Расвэро», ТРК и «Вера-Олимпа» либо отказались от комментариев, либо не ответили на запросы.

Russ Outdoor внес часть платы за пользование рекламными местами в 2016 г.