Статья опубликована в № 3975 от 07.12.2015 под заголовком: Узнали больше Google

Российский стартап обошел команду Google

Вместе они участвовали в конкурсе алгоритмов по распознаванию лиц
  • Елизавета Серьгина

Вашингтонский университет подвел итоги конкурса алгоритмов по распознаванию лиц Megaface (опубликованы на сайте, представитель университета не стал их комментировать). N-tech.lab вошла в первую пятерку во всех четырех номинациях, в двух – победила, обойдя в том числе команду Google.

Участникам конкурса предлагалось «узнать» изображения людей из двух коллекций в большой базе фотографий. Первая коллекция состояла из 100 000 изображений людей примерно одного возраста, вторая – из 900 человек разных возрастов. Поиск проводился в базе из 1 млн изображений.

Всего номинаций было четыре: каждую из коллекций надо было собрать из двух баз – большей и меньшей. В конкурсе зарегистрировалось 100 команд, каждая команда могла участвовать в двух категориях: «тяжеловесной» – без ограничений на количество фотографий для обучения алгоритма и «легковесной» – с ограничением в 500 000 фотографий.

Алгоритм N-tech.lab из «тяжеловесной» категории смог распознать более 73% предложенных лиц из первой коллекции в базе с 1 млн фотографий (Google – чуть более 70%), следует из результата конкурса. В «легковесной» категории N-tech оказалась второй. В распознавании 900 изображений из второй коллекции в «тяжеловесной» категории лучшим оказался Google (уровень идентификации – 74%), N-tech.lab – вторая (52%). N-tech обошла соперников в поиске 900 изображений в «легковесной» категории.

«Мы считаем это победой, ведь наш алгоритм показал лучший результат в основной категории, – говорит основатель N-tech.lab Артем Кухаренко. – Особенно приятно, что мы обучали наш алгоритм на трех компьютерах, в то время как Google понадобилось 1000 серверов».

Тайфун с журфака

На сайте фонда Typhoon digital development говорится, что он создан в конце 2013 г. в результате консолидации нескольких интернет-компаний, управляет портфелем активов оценочной стоимостью более $10 млн. Все три партнера – выпускники журфака МГУ: Братишко работал в газете «Время новостей», был главным редактором издания «Наша версия», Гусев работал в редакции новостных программ НТВ, газетах «Известия» и «Новые Известия», участвовал в создании журнала «Москва: инструкция по применению». Кабаков основал информационно-аналитический портал РИА «Выборы». В 2010 г. они основали PR-компанию Agency One.

N-tech.lab основана в этом году, говорится на ее сайте. Кухаренко – выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, но доля создателя компании, по данным СПАРК, – 25%. Еще по 17,5% принадлежит управляющим партнерам фонда Typhoon digital development Олегу Братишко, Анатолию Гусеву, Александру Кабакову (см. врез), а также Марине Полянской, 5% – Екатерине Семеновой.

Призовые места в конкурсе не принесут компании денег, но Кухаренко рассчитывает на другое: в июне 2016 г. пройдет Конференция компьютерного зрения и распознавания образов, на которой Вашингтонский университет сделает доклад о достижениях технологии распознавания лиц, в том числе об итогах Megaface. Это привлечет к N-tech внимание инвесторов, в которых заинтересована компания, не скрывает Кухаренко.

По его словам, компания готовится в скором времени запустить несколько коммерческих продуктов с использованием своего алгоритма. Один из таких проектов – в развлекательной сфере. Это сервис знакомств, который позволяет искать людей с внешностью определенного типа.

Алгоритмы по распознаванию лиц – крайне перспективная отрасль, уверен Кухаренко, ведь они могут помочь отлавливать преступников в толпе (если есть изображения с камер наблюдений – например, в метро), этот алгоритм также может найти применение в ритейле (распознавание покупателей).

Директора Typhoon узнали о Кухаренко от общих знакомых, рассказал Кабаков: «Мы посмотрели на проект, нам сразу стало понятно, что у команды уникальный опыт и продукт с хорошей перспективой в сфере развлечений и информационной безопасности, и решили вложиться». По словам инвестора, специально проект никого не ищет, но если будут желающие вложиться в него, то акционеры рассмотрят это предложение.

Для стартапов участие в подобных конкурсах весьма полезно: есть инвесторы, которые ориентируются на результаты таких соревнований, говорит управляющий директор фонда Prostor Capital Алексей Соловьев.

В вопросах посевных инвестиций принципиальное значение имеют наличие базового продукта, качество команды стартапа, а также потенциал целевых рынков, сказал представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Сергей Скрипников. Как посевной фонд, ФРИИ работает с Typhoon, но об N-tech пока не слышал, говорит он.