Статья опубликована в № 3978 от 10.12.2015 под заголовком: Московское метро позвонит по WiFi

В вагонах московского метро могут появиться небольшие базовые станции сотовой связи

Они позволят абонентам метро звонить и отправлять sms

  • Валерий Кодачигов,
  • Олег Сальманов

Оператор WiFi-сети в московском метро «Максимателеком» предложил операторам нестандартный способ организации сети 3G в тоннелях метрополитена. Об этом рассказал «Ведомостям» источник, близкий к одной из сторон переговоров, и подтвердил представитель «Максимы» Илья Грабовский. Он предлагает устанавливать в вагонах метро компактные сотовые ретрансляторы (фемтосоты) так же, как сейчас устанавливаются WiFi-роутеры «Максимателекомом», и включать их в сотовую сеть через WiFi-сеть «Максимателекома». Абоненты смогут звонить по этой сети и отправлять sms.

Конкретных операторов и обсуждаемые условия сотрудничества Грабовский не назвал. По его расчетам, в случае достижения договоренности «Максимателеком» мог бы организовать для сотовых абонентов голосовую связь и sms на большей части протяженности тоннелей метро чуть более чем за полгода.

Сотрудники двух работающих в Москве сотовых операторов утверждают, что телефонизация вагонов метро с помощью фемтосот действительно обсуждалась с «Максимателекомом», но никаких договоренностей пока не достигнуто.

МТС и «Максимателеком» обсуждали возможность телефонизации вагонов московского метро с помощью фемтосот, подтверждает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Переговоры с «Максимателекомом» и возможные условия сотрудничества он не комментирует.

Связь в метро

В московском метро сейчас сотовая связь работает главным образом на станциях. В перегонах операторы планировали класть излучающий кабель, позволяющий мобильным устройствам не терять сотовый сигнал, но он проложен сейчас далеко не во всех тоннелях. Дело в том, что с 2011 г. строительство сетей в московском метро было фактически заморожено.

Началу оснащения фемтосотами вагонов должно предшествовать объявление Московским метрополитеном конкурса на их установку и создание сопутствующей инфраструктуры, утверждает источник, близкий к одному из сотовых операторов. Он надеется, что сама установка фемтосот начнется уже в 2016 г. Сейчас конкурсная документация согласуется в различных городских ведомствах, рассказывает представитель метрополитена.

Право предоставлять в метро услуги WiFi «Максимателеком» выиграл на конкурсе в 2013 г. – тогда он стал единственной компанией, подавшей заявку. В сентябре 2014 г., когда московские власти обсуждали с сотовыми операторами строительство в метро одной на всех сотовой сети, сотрудник одной из сотовых компаний оценил совместные затраты в 7 млрд руб. В 2014 г. московские власти начали подготовку конкурса на строительства единой сети – «Мегафон», МТС, «Вымпелком» и «РТ-мобайл» («дочка» «Т2 РТК холдинга», объединяющего сотовые активы «Ростелекома» и Tele2) даже согласовали проект меморандума об условиях строительства. Но в конце года проведение конкурса было отложено на неопределенный срок. В августе 2015 г. стало известно, что московские власти планируют вернуться к этому проекту.

Телефонизация вагонов метро с помощью фемтосот – нетривиальная инженерная задача, считает топ-менеджер одного из сотовых операторов. Во-первых, фемтосотам нужно стабильное соединение с сетью: они очень чувствительны к потере соединения, а перезагрузка длится несколько минут, утверждает он. Кроме того, для их работы важна неизменность радиообстановки вокруг – а поезд движется от станции к станции, обстановка на которых сильно различается, объясняет этот человек.

Бюджет телефонизации вагонов метро с помощью фемтосот может оказаться существенно ниже, чем суммы, озвученные ранее, утверждает Грабовский.

МТС ждет объявления конкурса на установку фемтосот, а пока активно развивает в метро LTE в диапазоне 1800 МГц, говорит Солодовников. В июле 2015 г. она также запустила сети 3G на Таганской и Сокольнической линиях и усилила 3G-покрытие на Кольцевой, рассказывает он. Представители «Вымпелкома», «Мегафона» и «Т2 РТК холдинга» (Tele2) отказались от комментариев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать