Статья опубликована в № 4003 от 28.01.2016 под заголовком: МТС сдает географию

МТС по-новому взглянула на регионы

Компания перекраивает систему управления в зависимости от успеха бизнеса в разных регионах
  • Кирилл Седов,
  • Олег Сальманов

МТС планирует расформировать восемь макрофилиалов, практически соответствующих федеральным округам (в отдельный макрорегион выделены Москва и Подмосковье), сообщили «Ведомостям» сотрудник одного из макрорегиональных филиалов оператора и близкий к руководству компании человек. Вопрос изменения структуры может быть вынесен на совет директоров в первой половине февраля, знает второй собеседник «Ведомостей».

Вице-президент МТС по работе с персоналом Михаил Архипов передал через пресс-службу, что компания в самом деле задумала трансформацию макрорегиональных отделений в четыре экономических кластера. Регион включается в тот или иной кластер в зависимости от объемов выручки компании в этом регионе, экономического потенциала региона и доли рынка, которую здесь занимает оператор, объясняет представитель оператора Елена Кохановская. МТС не раскрывает свои доли рынка в регионах присутствия.

Логика состоит в том, чтобы объединить регионы с похожей конкурентной ситуацией, знает человек, близкий к совету директоров МТС: в отдельном кластере будут те регионы, где МТС является лидером, в другом – те, где она аутсайдер. Ведь стратегии развития, ценообразование и маркетинговые ходы будут в таких регионах схожи, объясняет он. Архипов подчеркивает, что этот процесс компания запустила еще в конце 2011 г. и окончательно перейдет к кластерной структуре до конца 2016 г., отойдя от архаичной, по его словам, макрорегиональной модели. Лишняя управленческая прослойка – макрорегионы – будет ликвидирована.

Реорганизация без сокращений

Предстоящая реорганизация практически не повлечет увольнений, подчеркивает Архипов. Сокращения, по его словам, могут затронуть до 1,5% штатной численности макрорегиональных филиалов, на которые приходится порядка 10% сотрудников МТС. Всего в России в МТС работает около 30 000 человек. Таким образом, МТС может сократить до 45 человек.

Структурирование региональных подразделений не по территориальной близости, а по принципу единой стратегии развития или исходя из эффективности их работы – большая редкость как в российской, так и в мировой практике, замечает президент «Экопси консалтинга» (занимается управленческим и кадровым консалтингом) Марк Розин. Почти каждая крупная компания с периодичностью в 5–10 лет проводит реформу, связанную либо с централизацией региональных офисов, либо с их децентрализацией, часто это сопровождается ликвидацией одного из территориальных уровней управления, констатирует он.

В Tele2 система кластеризации регионов внедрена с начала работы компании в России, говорит представитель «Т2 РТК холдинга» (работает под брендом Tele2) Константин Прокшин. В зависимости от типа региона в нем ставятся различные цели, применяются различные бизнес-тактики, объясняет он. В новых регионах, где Tele2 запустилась недавно, например в Москве, ключевые цели – это активный рост абонентской базы. В регионах, где Tele2 занимает лидирующее положение, это удержание доли рынка и рост выручки за счет дополнительных услуг. Эта система доказала свою эффективность, считает Прокшин.

Компании в других отраслях к кластеризации филиалов по экономическим признакам пока не прибегают. В «Евросети» управление происходит через филиалы, которые фактически совпадают с географией федеральных округов, говорит представитель ритейлера Ульяна Смольская. Региональный центр каждого из восьми филиалов находится в самом значимом городе округа. У одного филиала может быть 6–7 субфилиалов: например, субфилиалы западносибирского филиала находятся в Омске, Томске, Кемерове, Барнауле, Красноярске и Иркутске. Существуют разные схемы управления, можно отделять регионы, где компания находится давно, от новых регионов, где она только начинает развиваться, но для «Евросети» большой разницы с точки зрения управления такими субфилиалами нет, сказал ее президент Александр Малис. Причем это не связано с логистикой, которая в «Евросети» организована строго по географическому принципу и часто совсем не привязана к филиалам, замечает он.

Реорганизует свою структуру управления и «Вымпелком», но по другой модели: в апреле 2015 г. он объявил об укрупнении региональных подразделений (по географическому признаку) в европейской части России. Прокомментировать итоги реорганизации представитель «Вымпелкома» вчера отказался. «Мегафон» не планирует ни укрупнять свои макрорегионы, ни отказываться от них, говорит представитель оператора Юлия Дорохина.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать