Статья опубликована в № 4017 от 17.02.2016 под заголовком: Офисы не берут трубку

Расходы российских компаний на проводную связь в 2015 году впервые сократились

Сильнее всего пострадал сегмент офисной телефонии

По итогам 2015 г. «Ростелеком» ожидает существенный отток корпоративных клиентов, рассказал «Ведомостям» человек, знакомый с менеджерами компании. По его словам, вместе с этим оператор ожидает сокращения выручки в этом сегменте. Одной из причин сокращения абонентской базы и доходов он называет переток корпоративных пользователей передачи данных в сотовые сети 3G и LTE.

Выручка от услуг корпоративным клиентам сокращается не только у «Ростелекома», но и у других операторов, предупреждает гендиректор iKS-Consulting Максим Савватин. По предварительным данным этой аналитической компании, в 2015 г. выручка от услуг бизнес-связи может впервые снизиться – на 1,5–2% до 148 млрд руб. В 2014 г. рост составил 1,5%, утверждает Савватин. По его оценке, доходы сегмента телефонной связи упали примерно на 5% (больше всего – доходы от услуг междугородной и международной связи, на 7–8%). Это падение смягчил рост доходов от услуг передачи данных (около 4%), считает Савватин. Мобильный интернет-доступ действительно оказывает давление на сегмент передачи данных рынка корпоративной связи, но говорить о его серьезном влиянии на выручку фиксированных операторов пока преждевременно, считает он.

Сокращение рынка бизнес-связи, а также услуг связи для госзаказчиков прогнозирует и аналитик «ТМТ консалтинга» Кирилл Татусь. В госсекторе сокращение ожидается в связи с кризисным сокращением бюджетов на услуги связи, считает он. В компаниях расходы на связь снижаются за счет сокращения территориально распределенных офисов и подразделений, например из-за закрытия отделений банков, а также в связи с общим сокращением затрат, отмечает Татусь.

Чиновники не звонят

11,3% На столько снизилась год к году выручка МТС от услуг фиксированной связи для госструктур и корпоративных клиентов в III квартале 2015 г., следует из отчета оператора. По данным «Ростелекома», его выручка от услуг для госсектора за тот же период снизилась примерно на 6%, а выручка в корпоративном сегменте осталась на прежнем уровне

Кризис стимулирует корпоративных клиентов сокращать расходы на связь, в том числе фиксированную, отмечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. «Вымпелком» предлагает корпоративным клиентам различные опции для оптимизации затрат на мобильную и фиксированную связь, например пакеты, объединяющие эти услуги, говорит она.

Падение доходов от фиксированной телефонии происходит во всем мире, отмечает представитель «Ростелекома» Ирина Жаброва. Оператор намерен компенсировать это падение увеличением доли услуг, связанных с современными цифровыми технологиями: ШПД, облачными сервисами, промышленным интернетом, центрами обработки данных, геоинформационными технологиями и др., рассказывает она. За девять месяцев 2015 г. доля таких услуг в выручке компании составила 40%, говорит Жаброва. По ее словам, «Ростелеком» рассчитывает и на рост популярности пакетов услуг – в этом году оператор планирует расширить их линейку и начать предоставлять под собственным брендом сразу четыре услуги (т. н. 4-play) – к телефонии, проводному ШПД и платному ТВ добавится мобильная связь благодаря проекту создания виртуального оператора на сети «Т2 РТК холдинга» (работает под брендом Tele2, на 45% принадлежит «Ростелекому»).

Выручку в бизнес-сегменте нельзя делить на доходы от фиксированных и мобильных сервисов – все больше корпоративных абонентов пользуются пакетными предложениями, утверждает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Например, в Москве у МГТС количество корпоративных абонентов, подключающих пакеты мобильной и фиксированной связи, в первом полугодии 2015 г. выросло год к году почти в 2 раза, утверждает он. Конечно, на фиксированных услугах они экономили, но начинали платить оператору за мобильную связь, отмечает Солодовников.

Корпоративные пользователи в Москве переходят на более низкие тарифы, но выпадающие из-за этого доходы компенсируются ростом количества новых подключений, рассказывает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Конечно, компании стали больше использовать мобильную голосовую связь и мобильный доступ, но альтернативой фиксированной связи они пока не становятся, уверен Мирзабеков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать