Российская GS Group открыла сеть спутникового ТВ в Бангладеш

До сих пор работать за пределами бывшего СССР российским операторам не особо удавалось
Запуск спутникового телевидения в Бангладеш уже вторая попытка GS Group закрепиться на азиатском рынке/ А. Гордеев/ Ведомости

В Бангладеш начал вещание оператор спутникового телевидения RealVU – совместное предприятие бенгальской Beximco Group и GS Group, следует из материалов Beximco. Представитель GS Group добавил, что вещание началось в конце апреля 2016 г. Примерно за $3,8 в месяц RealVU предлагает 100 телеканалов стандартного качества и пять высокочетких каналов, рекомендованная стоимость комплекта приемного оборудования – $62,5.

Изначально экономическая модель GS Group была основана на дистрибуции оборудования для «Триколор ТВ», а абонентская плата была символической, рассказывает управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев. Это обеспечило оператору беспрецедентный рост абонентской базы. По мере естественного насыщения рынка темпы роста этого рынка снижаются, говорит Алексеев, это объясняет интерес GS Group к другим рынкам. Российские операторы несколько раз пытались закрепиться в Южной и Юго-Восточной Азии, но большого коммерческого успеха не имели, напоминает Алексеев. Например, «дочке» АФК «Система» Sistema Shyam Teleservices так и не удалось стать индийским федеральным оператором. В 2012 г. после четырех лет работы во Вьетнаме и Камбодже оттуда ушел «Вымпелком». Местные регуляторы не слишком благосклонны к российским компаниям, замечает Алексеев.

Ни размер инвестиций в RealVU, ни свои доли в бизнесе Beximco и GS Group не раскрывают. Планировалось, что GS Group инвестирует в проект около 500 млн руб. и получит 45% RealVU (а 55% – Beximco), рассказывали представители российской группы ранее. Эти планы скорректировались, но не сильно, знает человек, близкий к одной из сторон проекта.

Представитель GS Group говорит, что в сферу ее интересов входят развивающиеся страны, в том числе Южная и Юго-Восточная Азия, и компания начинает там операторскую деятельность по мере того, как ей удается договариваться с локальными партнерами и регуляторами. В Бангладеш, продолжает собеседник «Ведомостей», большое население, а рынок платного ТВ далек от насыщения: до RealVU в стране вообще не было национального оператора цифрового ТВ.

Насыщение близко

40,1 млн подписчиков платного ТВ насчитывалось в России к концу I квартала 2016 г. (данные «ТМТ консалтинга»). Уровень проникновения услуги (среди домохозяйств) составлял 71%

В 2012 г. GS Group создала такого оператора в Камбодже – совместно с местной The Royal Group of Companies. За год по сентябрь 2013 г. компания One TV подключила около 60 000 абонентов, рассказывал человек, близкий к одной из сторон проекта. А в конце 2015 г. GS Group договорилась о продаже 51% One TV камбоджийскому партнеру.

GS Group – производитель приемного оборудования для крупнейшего в России и в мире оператора платного ТВ – Национальной спутниковой компании («Триколор ТВ»). Темпы роста абонентской базы «Триколор ТВ» снижаются: по данным Telecom Daily, в I квартале 2016 г. оператор подключил около 70 000 абонентов против 99 000 годом ранее. А в IV квартале 2015 г. чистый прирост абонентской базы «Триколора» составлял, по данным «ТМТ консалтинга», 200 000 подписчиков против 259 000 годом ранее.

Российский рынок платного ТВ, в том числе спутникового, практически насыщен, выход за рубеж – один из способов развития, согласен гендиректор оператора спутникового ТВ «Орион экспресс» Кирилл Махновский. «Орион экспресс», работающий в России и Киргизии, тоже прорабатывает ряд вещательных проектов в сотрудничестве с кабельными операторами СНГ и Европы, передал Махновский «Ведомостям».