ВЦИОМ покупает TNS

Стороны принципиально договорились о продаже госкомпании измерителя аудитории телеканалов

Британская WPP принципиально договорилась о продаже исследовательской компании TNS государственному ВЦИОМу, рассказал «Ведомостям» гендиректор «ВЦИОМ-медиа» Алексей Малинин: «Остались только формальности». Источник, близкий к TNS, это подтвердил. ВЦИОМ, точнее, его дочерняя компания «ВЦИОМ-медиа» покупает 80% российской TNS, уточнили источники «Ведомостей», но другие детали сделки не раскрывали. Представитель TNS от комментариев отказался. Представитель WPP пока не ответил на запрос «Ведомостей».

Для ВЦИОМа покупка TNS продиктована исключительно бизнес-интересами, утверждает Малинин: «TNS - пусть и не очень большой, но прибыльный бизнес. Компания работает в стратегически очень важной области измерения, которая давно интересна ВЦИОМу. Причем TNS изучает аудиторию не только эфирного ТВ, но и интернет. Технологическая сторона развития медиа становится все более значимой». Также он добавил, что для ВЦИОМа важно сохранить преемственность измерений, госкомпания намерена тесно сотрудничать с WPP и развивать TNS.

Это вынужденная продажа TNS. Компания считает телезрителей в России около 20 лет. Ее рейтинги - общепризнанная валюта рынка, при этом каналы, рекламодатели и агентства сами решают, работать с этой компанией или нет. К примеру, «Первый канал» считает методику TNS устаревшей и давно не пользуется ее услугами (хотя Vi, селлер канала, продает рекламу в его эфире на базе рейтингов TNS). Но с сентября 2017 г. рекламодатели и их посредники при размещении роликов на ТВ будут обязаны иметь договор с измерительной компанией, отобранной государством, а конкретно - Роскомнадзором, следует из последних поправок в законы о СМИ и рекламе. Определиться со своим выбором служба должна к январю 2017 г.

Малинин подтвердил, что совместная компания ВЦИОМа и TNS будет участвовать в конкурсе Роскомнадзора.

Cогласно поправкам получить от Роскомнадзора полномочия на измерения аудитории каналов может только та организация, где иностранцы владеют или контролируют не более 20% акций или долей. TNS на 100% принадлежит Kantar Media, которая входит в WPP. Автор поправок, депутат Госдумы Андрей Луговой, и вслед за ним другие депутаты Госдумы считают: неправильно, что западная компания монопольно определяет предпочтения российских зрителей.

Чтобы остаться работать в России, WPP готова отдать контроль над TNS российскому партнеру, говорили прежде руководители нескольких медиакомпаний. По их словам, переговоры начались по инициативе российской стороны еще в прошлом году, задолго до появления проекта Лугового. Вел их от лица российской стороны Анжело Кодиньони, бывший советник премьера Италии Сильвио Берлускони, рассказали «Ведомостям» два человека, знакомые с деталями переговоров.

В середине июня стало известно, что покупателем TNS, скорее всего, станет ВЦИОМ. Тогда же источник «Ведомостей», знакомый с деталями переговоров, рассказывал, что сумма сделки будет небольшой по сравнению с выручкой TNS. Сама компания и WPP не раскрывают финансовых показателей TNS. Собеседник «Ведомостей» говорил, что годовая выручка компании заметно превышает 5 млрд руб.

ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) называет себя старейшей исследовательской организацией в России в области социологии. Центр создан в 1987 г., специализируется прежде всего на опросах общественного мнения, полностью принадлежит государству. Дочерняя компания «ВЦИОМ-медиа» создана в начале этого года.

Сделка с TNS касается не только телевизионных измерений: эта компания также измеряет аудиторию интернет-сайтов, печатных СМИ и радиостанций. C одной стороны, для интернета и радио цифры TNS не настолько критичны, указывают руководитель крупной интернет-компании и руководитель рекламной группы: есть альтернативные измерители. В частности, аудиторию радиостанций в России измеряет французская Ipsos Comcon, аудиторию сайтов – американская comScore и польская Gemius, есть свои метрики у «Яндекса» и Google. C другой стороны, исследования TNS по интернету сейчас особенны важны для самих каналов: компания начала измерять совокупную аудиторию телепроектов в эфире и сети, указывают собеседники «Ведомостей».