«Газпром-медиа» запретил чужим сайтам показывать видеоролики спортивных состязаний

Теперь их будет показывать только сайт «Матч ТВ»
«Матч ТВ» владеет одноименным эфирным каналом, несколькими кабельными спортивными каналами и интернет-ресурсами/ Михаил Метцель/ТАСС

Телекомпания «НТВ-плюс» разослала предупреждения российским интернет-сайтам, что они больше не могут показывать видеоролики самых интересных моментов спортивных состязаний (так называемые хайлайты), рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких спортивных ресурсов. Речь идет о хайлайтах тех состязаний, на трансляцию которых есть эксклюзивные права у самой «НТВ-плюс» или у другой компании в составе холдинга «Газпром-медиа». Прежде всего это футбольные матчи российских и зарубежным чемпионатов. Теперь эти хайлайты будут доступны только на сайтах «Матч ТВ» и Sportbox (также входят в «Газпром-медиа»).

Гендиректор «НТВ-плюс» Михаил Демин подтвердил «Ведомостям», что компания разослала такие предупреждения сайтам, включая такие крупнейшие спортивные площадки рунета, как Championat.com, Sports.ru, «Спорт-экспресс» и «Советский спорт». Договоры со всеми ними будут разорваны, уточнил Демин, но объяснить причины такого решения отказался.

Представитель «Матч ТВ» фактически назвал сайты, которые до сих пор транслировали хайлайты, предоставленные «НТВ-плюс», пиратами: «В рамках усиления контроля за распространением лицензированного контента нами были предприняты меры по блокированию его несанкционированного копирования и распространения сторонними ресурсами». «Матч ТВ» намерен и дальше «защищать свой контент в правовом поле». Демин выразил крайнее недоумение относительно претензий со стороны «Матч ТВ» по поводу легальности распространения хайлайтов: «Нет никаких сомнений, что у «НТВ-плюс» есть необходимые права для производства и дистрибуции в рунете компиляций из фрагментов спортивных событий. До сих пор мы не получали никаких претензий ни в устной, ни в письменной форме». Он полагает, что до судебных разбирательств между «НТВ-плюс» и «Матч ТВ» с учетом близких родственных связей этих компаний ситуация не дойдет.

Представитель «Газпром-медиа» Ирина Осадчая объяснила «Ведомостям», что субхолдинг «Матч» инвестирует значительные средства в приобретение прав на международные спортивные трансляции, которые к тому же часто номинированы в валюте. Поскольку компания, естественно, стремится к окупаемости таких затрат, было принято стратегическое решение изменить модель монетизации цифрового спортивного контента «с учетом его справедливой стоимости». «Матч» готов и дальше работать с партнерами по рынку, утверждает Осадчая, и в ближайшее время предложит им новые условия сотрудничества.

Представитель Championat.com от комментариев отказался. Совладелец Sports.ru Дмитрий Навоша подтвердил «Ведомостям», что этот сайт остался без хайлатов от «НТВ-плюс». Прекращение сотрудничества с «НТВ-плюс» подтвердил и сотрудник другого крупного спортивного сайта.

«Матч ТВ» владеет одноименным эфирным каналом, несколькими кабельными спортивными каналами и интернет-ресурсами. Этот проект был запущен в ноябре прошлого года. Сейчас эта компания и «НТВ-плюс» владеют подавляющим большинством прав на трансляцию спортивных состязаний в России, в том числе правами на их интернет-показ. Спортивные сайты, как правило, сами не транслируют состязания целиком (если это не интернет-ресурсы самих телекомпаний), а используют в новостях именно хайлайты.

По словам источников «Ведомостей», «Газпром-медиа» принял решение отдать все хайлайты «Матч ТВ», чтобы увеличить аудиторию этого сайта. Руководитель одного из спортивных сайтов указывает, что сейчас у сайта «Матч ТВ» слабые позиции по сравнению с крупнейшими сайтами рунета. По данным TNS, Championat.com в среднем в месяц посещают 4 млн человек, сайт «Спорт-экспресса» - 2,7 млн человек, а сайт «Матч ТВ» - 1,1 млн человек (данные за июль этого года по жителям 12-64 лет по всей России).

Из-за такого решения «Газпром-медиа» потеряет около сотни миллионов рублей, которые зарабатывал на дистрибуции хайлайтов на чужих ресурсах, утверждает один из источников «Ведомостей». Внутри хайлайтов селлер холдинга Gazprom Media Digital (GPMD) продавал видеорекламу, частью доходов от которой делился с сайтами, объясняет он. Возможно, со временем число просмотров хайлайтов на «Матч ТВ» вырастет, но уже сейчас холдинг потеряет огромное число просмотров на чужих сайтах.

Сотрудники всех опрошенных «Ведомостями» сайтов уверены, что «Матч ТВ» в итоге не сможет привлечь большую дополнительную аудиторию за счет эксклюзивного показа хайлайтов: «Пользователи ходят на наши ресурсы за самым разным контентом, не только за видеороликами». Они расстроены, что «Газпром-медиа» так использует свое монопольное положение на рынке спортивных трансляций.

Двое собеседников «Ведомостей» уверены, что в результате такого решения уровень пиратства в спортивном видеоконтенте резко вырастет.

Навоша также напомнил «Ведомостям», что при запуске «Матч ТВ» гендиректор «Газпром-медиа» Дмитрий Чернышенко утверждал, что главная цель этого проекта – популяризация спорта на максимальную аудиторию. Так, на церемонии запуска «Матч ТВ» Чернышенко заявил: «У нас нет цели эксклюзивного приобретения прав. Хотя в силу отсутствия интереса других площадок, 90% эксклюзива у нас. Но мы не держимся за этот эксклюзив и готовы им делиться. Наша тактика – распространять спортивный контент как можно шире».