Еврокомиссия предложит меры по регулированию интернет-отрасли

Они затронут всех представителей отрасли: от сервиса аренды жилья Airbnb до крупных интернет-компаний — Amazon и Google
Еврокомиссия планирует обнародовать предложения по регулированию интернет-отрасли/ Y. Logghe/ AP

"Некоторые платформы могут управлять доступом к онлайн-рынкам и оказывать существенное влияние на то, как происходит вознаграждение различных игроков, - отмечается в документе. - Это вызвало опасения в отношении растущего доминирования ряда платформ".

Еврокомиссия планирует обнародовать в среду предложения по регулированию интернет-отрасли, которые затронут всех ее представителей - от сервиса аренды жилья для путешественников Airbnb до таких крупных интернет-компаний, как Amazon и Google. В частности, ЕК рассмотрит вопрос о том, требуется ли дополнительное регулирование для ограничения доминирования некоторых компаний, говорится в проекте документа, полученном Bloomberg.

ЕК намерена приступить к оценке практик интернет-компаний к концу текущего года. Она собирается в том числе оценить, насколько прозрачны их сведения о хранении и использовании данных, а также об отображении ими результатов запросов поиска. "Одной из наших целей является создание необходимых условий для равномерного существования цифровых сетей и процветания инновационных услуг", - отметила представитель Еврокомиссии Мина Андреева.

Amazon уже прокомментировала идею Еврокомиссии, заявив Bloomberg, что согласна с "видением Европы как единого рынка" и готова к сотрудничеству с ЕК.

Готовящиеся предложения являются частью так называемого пакета единого цифрового рынка - свода правил, призванного гармонизировать правила, регулирующие интернет-отрасль и связанную с ней инфраструктуру. В конце апреля стало известно, что Евросоюз рассматривает возможность создания нового регулятора, который должен будет следить за деятельностью интернет-платформ, главным образом базирующихся в США. Об этом сообщал The Wall Street Journal со ссылкой на документ, разработанный европейскими политиками. 

Тогда WSJ писал, что в этой связи еврокомиссар по цифровой экономике и обществу Гюнтер Оттингер разработал документ, который сначала должны проанализировать в Еврокомиссии, после чего он должен быть утвержден в Европарламенте. Издание приводило отрывок из документа: в нем говорилось, что некоторые компании, такие как поисковые системы или социальные сети, становятся «огромными узлами», оказывающими влияние на остальную экономику. Непрозрачность работы этих предприятий позволяет им «использовать позиции на рынке в ущерб другим игрокам и потребителям», что, безусловно, «несет в себе риски для экономики Европы».

По мнению Оттингера, под особое наблюдение нужно взять такие компании, как Amazon.com, Booking.com, Etsy, Google и TripAdvisor. По его словам, Amazon и Etsy оставляют за собой право расторгнуть договор с любой компанией без предупреждения – сделать это можно в том случае, если есть подозрение, что условия договора не будут выполнены. При этом «серьезных доказательств для этого не нужно, а оспаривать это решение очень долго и затратно».

По данным WSJ, если новый регулятор будет создан, он будет обладать полномочиями на территории всего ЕС. Надзорное ведомство сможет запрашивать у операторов платформ информацию о том, как они собирают и используют данные. Также оно сможет вмешиваться в споры и конфликты с участием интернет-платформ и других предприятий.