«Трансмашхолдинг» нашел клиента на Украине на миллиард долларов

«Трансмашхолдинг» продаст украинским железнодорожникам 292 электровоза более чем на $1 млрд. Это крупнейший зарубежный контракт компании: в таких объемах она пока поставляет технику только РЖД

«Трансмашхолдинг»

Производитель железнодорожной техники. Акционер – The Breakers Investments B.V. (100%, контролируется Искандером Махмудовым и Андреем Бокаревым, по 25% акций – у РЖД и Alstom). Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): Выручка – 86 млрд руб., Прибыль – 6,5 млрд руб.

О соглашении с Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныця») на поставку в 2012–2016 гг. 292 магистральных грузовых электровозов постоянного тока 2ЭЛ4 вчера сообщил сам «Трансмашхолдинг». Общая стоимость локомотивов составит около $1 млрд, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источники, знакомые с условиями соглашения. Исходя из стоимости одного электровоза в 120 млн руб. она будет составлять 35 млрд руб., уточнил источник «Ведомостей», близкий к «Трансмашхолдингу». Но это условная сумма, она будет проиндексирована с учетом инфляции, добавил он. В ближайшее время должен быть подписан и твердый контракт на поставки, ожидает собеседник «Ведомостей».

Это крупнейший зарубежный контракт российской компании: до этого она поставляла в другие страны небольшие партии локомотивов, пассажирских вагонов и вагонов метро. Такого объема контракты «Трансмашхолдинг» подписывал только с РЖД: так, в мае 2010 г. компании заключили контракт на поставку 200 пассажирских электровозов ЭП20 в 2012–2020 гг. примерно на 1 млрд евро, а два месяца назад – на поставку в 2013–2020 гг. грузовых локомотивов 2ЭС5 на ту же сумму.

Для Украины это огромный контракт, в последние годы она практически не закупала локомотивы, говорит аналитик украинской инвесткомпании Dragon Capital Таисия Шепетко. Так, за весь прошлый год было куплено лишь три электровоза. По данным «Укрзализныци», она эксплуатирует 1454 тепловоза и 1271 электровоз. Парк локомотивов изношен на 90%, «Укрзализныця» вынуждена тратить существенные деньги на его обновление, объясняет Шепетко.

Локомотивы будут поставляться «Лугансктепловозом», 76% акций которого в прошлом году купил на аукционе российский машиностроительный холдинг. «Трансмашхолдинг» с 2007 г. боролся за этот актив. После того как он купил акции луганского завода на аукционе за $57,8 млн, в 2009 г. контракт был расторгнут по иску Фонда госимущества (ФГИ) Украины, а доля в «Лугансктепловозе» в 2010 г. была вновь выставлена на торги. Победителем второго аукциона опять стал «Трансмашхолдинг», предложивший за завод $51,8 млн, однако компания более полугода конфликтовала с ФГИ, требуя вернуть разницу в цене. В марте 2011 г. акции «Лугансктепловоза» наконец были переданы «Трансмашхолдингу».

Контракт никак не был связан со спорами за контроль над «Лугансктепловозом», уверяет источник, близкий к российской компании. Хотя самостоятельно украинский завод не смог бы справиться с таким заказом: ему не хватало оборотных средств, а также комплектующих для локомотивов, которые были разработаны в 2009 г. с участием предприятий «Трансмашхолдинга», признает собеседник «Ведомостей».

«Укрзализныця» последние несколько лет регулярно заявляет о том, что ей нужно обновлять парк локомотивов, однако делает единичные заказы из-за недостатка средств, отметила Шепетко. В ближайшие пять лет компания намерена купить 500 локомотивов, но проблема с финансированием до сих пор не решена, указывает она.