Как закон о маркетплейсах повлияет на развитие онлайн-торговли в России
Участники рынка и эксперты считают документ сбалансированным, но расходятся в оценках его влияния на отрасль
Совет Федерации 25 июля одобрил закон о платформенной экономике, регулирующий деятельность цифровых платформ – маркетплейсов, платформ доставки и сервисов для самозанятых. Документ вводит более строгие требования к прозрачности операций, защите данных и ответственности за качество товаров и услуг. Участники рынка и эксперты называют его «сбалансированным, но осторожным» и расходятся в оценках того, как документ повлияет на бизнес крупнейших площадок, включая Wildberries и Ozon.
Суть нового закона
Новый закон определяет понятия «платформенная экономика», «цифровая платформа» и «посредническая цифровая платформа». Цифровые платформы, которые охватывает закон, одновременно выполняют три функции: размещение информации о товарах и услугах, возможность заключения сделки и проведения оплаты.
Законопроект делится на три основных блока. Первый блок касается защиты покупателей. Платформы обязаны проверять своих продавцов через «Госуслуги» и государственные реестры ИП и юрлиц. Размещать карточки товаров без подтверждения их безопасности и маркировки будет нельзя. Также закрепляются требования к хранению, доставке и возврату товаров через платформы.
Второй блок направлен на защиту интересов бизнеса. Законопроект устанавливает, какие пункты должны быть в договоре с селлерами: как меняются цены и комиссии, как товары отображаются в поиске и на каких основаниях возможны санкции. Теперь менять условия договора можно будет только с уведомлением за 45 дней, а блокировать личные кабинеты или карточки – после отдельного обоснованного уведомления за три дня. Скидки за счет продавцов маркетплейс сможет делать только с их согласия, при этом селлер в любой момент может отказаться от участия в акциях. Кроме того, вводится обязанность сверки взаиморасчетов и обязательная досудебная процедура для урегулирования споров.
Третий блок регулирует отношения платформ с самозанятыми и ИП. В нем прописано, когда такие отношения признаются гражданско-правовыми. Также вносятся поправки в ряд законов – о торговле, защите прав потребителей и деятельности иностранных IT-компаний. Иностранные площадки смогут работать в России только при наличии филиала или представительства и будут включены в отдельный реестр.
Кроме того, в финальной версии законопроекта появилась норма, разрешающая маркетплейсам продавать товары с возрастными ограничениями при условии подтверждения возраста покупателя через биометрию. Закон должен вступить в силу с 1 октября 2026 г.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что ключевыми изменениями стали обязательная проверка маркировки товаров, усиление защиты данных пользователей, запрет на произвольное ограничение доступа продавцов к платформам и уведомление о ключевых изменениях в договорах за 45 дней до вступления в силу.
«Это сделает ведение бизнеса более предсказуемым и стабильным для партнеров и клиентов платформ», – считает эксперт. Он добавляет, что закон создает более четкие, сбалансированные и справедливые условия для всех участников платформенной экономики, «без чрезмерных ограничений, которые бы замедлили развитие отрасли и миллионов предпринимателей».
В пресс-службе Ассоциации цифровых платформ (АЦП) подчеркнули, что законопроект «приобретает особую значимость в контексте влияния платформ на экономическое развитие страны». В ассоциации уточнили, что документ предусматривает «широкое регулирование посреднических цифровых платформ – важнейшего элемента современной экономики» и призван сформировать «четкую правовую базу, обеспечивающую защиту прав всех участников рынка и устанавливающую прозрачные механизмы их взаимодействия».
Управляющий партнер Legal Eagles Армен Серобян отмечает, что при этом потребуется внесение изменений в ряд законов, ограничивающих свободную продажу отдельных категорий товаров, включая алкоголь и никотинсодержащую продукцию. В эти законы нужно будет внести поправки, допускающие дистанционную продажу таких товаров при условии идентификации покупателя с помощью биометрии, поясняет он.
Спорные и ключевые нормы
Серобян отмечает, что закон вводит ряд положений, которые существенно повлияют на бизнес маркетплейсов: запрет на санкции для продавцов, отказавшихся участвовать в скидочных акциях; требования к логистической инфраструктуре; усиление контроля за продавцами, включая обмен данными с ФНС и обязательную идентификацию; установление требований к карточкам товаров.
«С одной стороны, эти нормы ограничивают рыночное влияние маркетплейсов. С другой – контроль за продавцами и за товарами усиливает роль маркетплейсов», – считает эксперт. При этом, по его мнению, реализация закона потребует создания новой инфраструктуры и приведет к дополнительным финансовым затратам для маркетплейсов и повышению комиссий для продавцов.
Гендиректор компании «Мойсклад» Аскар Рахимбердиев считает наиболее спорной нормой регулирование скидок. Он отмечает, что у площадок остается возможность установить скидки за счет собственных средств. При этом бизнес опасается, что источником таких скидок могут стать комиссии селлеров, говорит Рахимбердиев.
Рахимбердиев обратил внимание и на другие изменения: маркетплейсы больше не могут понижать карточку товара в выдаче за отказ участвовать в акции, обязаны уведомлять продавцов за 45 дней о любых изменениях комиссий или штрафов, а также не могут показывать в выдаче товары с приоритетом оплаты через их банк. «Это плюс для селлеров, но прозрачность ранжирования карточек все равно не обеспечена, нет понятных правил и систем контроля», – подчеркнул собеседник «Ведомостей».
Он также считает, что новый закон не решит проблему контрафакта. «Ответственность маркетплейсов за подделки, которые находятся на складе продавца, отсутствует, поэтому можно ожидать роста нечестной конкуренции», – отмечает Рахимбердиев.
В пресс-службе Wildberries назвали законопроект «сбалансированным» и подчеркнули, что он «учитывает интересы всех сторон платформенного бизнеса и участников рынка». В компании сообщили, что часть положений документа уже исполняется крупными платформами как добросовестные рыночные практики. Но часть норм потребует доработок – «как технических, так и инфраструктурных».
В компании уточнили, что речь идет о доработке алгоритмов модерации карточек, разработке специальных систем досудебного урегулирования и интеграции с государственными инструментами контроля качества и безопасности товаров. По их оценке, «сокращение срока вступления закона в силу потребует от отрасли дополнительных усилий по ускоренной адаптации к ряду норм». В целом компания считает, что закон сбалансирован. «Регулятор предусмотрел необходимые к соблюдению отраслевые стандарты, но исключил избыточные запреты, которые могли бы пессимизировать дальнейшее развитие рынка», – пояснили в пресс-службе.
В Ozon и «Яндекс маркете» не ответили на запросы «Ведомости. Аналитики».
Как закон повлияет на рынок и МСБ
По словам Рахимбердиева, новые нормы «практически не отразятся» на работе малого и среднего бизнеса (МСБ). Он пояснил, что работать на маркетплейсах становится все дороже и сложнее из-за акций, рекламы, конкуренции с крупными брендами и роста комиссий – все это в совокупности лишает небольших предпринимателей прибыли. По его наблюдениям, селлеры уже ищут альтернативные каналы продаж, включая собственные интернет-магазины и офлайн-розницу.
По данным Data Insight, оборот рынка e‑commerce в России в 2024 г. составил 11,2 трлн руб., увеличившись на 39% год к году. Количество заказов выросло год к году на 45% до 6,8 млрд, однако темп роста снизился по сравнению с 2023 г., когда число заказов увеличилось на 69%.
Влияние нового закона на рост рынка бизнес и аналитики пока количественно не оценивали. Документ вступит в силу в 2026 г., и у компаний остается время на адаптацию. Представители Wildberries считают, что закон не окажет сдерживающего эффекта на рост продаж.
По оценке АЦП, закон создаст предсказуемые условия для участников рынка и будет способствовать «дальнейшему развитию и укреплению платформенной экономики в России».
Руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров считает, что закон не окажет существенного влияния на бизнес онлайн-площадок. Он отмечает, что принятая модель регулирования – одна из наиболее мягких среди тех, что обсуждались за последние годы. Основная масса регуляторных рисков и радикальных мер в тексте закона не реализовались, говорит эксперт.
Гафаров отмечает, что закон принципиально не меняет бизнес-модель цифровых платформ и не затрагивает коммерчески чувствительных вопросов, таких как предельный размер скидок и ограничение рыночной доли маркетплейсов. Многие из законодательных новаций уже заложены в финансовые модели маркетплейсов и внедряются, говорит эксперт. Поэтому затраты компаний на реализацию закона, по его оценке, существенными не будут.
Серобян более осторожен в оценках. По его мнению, реализация закона потребует существенных вложений в логистику и IT‑инфраструктуру, что «приведет к дополнительным финансовым затратам для маркетплейсов и повышению комиссий для продавцов».
Wildberries и Ozon публично не корректировали прогнозы оборота товаров (GMV) и маржинальности в связи с принятием закона. По словам представителя Wildberries, компании «предстоит ускорить адаптацию IT‑систем и процессов», но компания уверена, что рынок цифровых платформ в России продолжит расти. Гафаров также считает, что рынок онлайн-торговли будет расти дальше, «снижая темпы роста по причине приближения к порогу насыщения».
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов также ожидает дальнейшего замедления темпов роста сектора онлайн-торговли из-за естественных причин. При этом, по его мнению, остается неурегулированным целый ряд вопросов, влияющих на прозрачность работы отрасли, ценообразование, отслеживаемость товаров, выравнивание условий ведения бизнеса для всех участников торговли. В связи с этим Богданов видит риски дальнейшей монополизации отрасли крупнейшими платформами. По его мнению, рост таких площадок продолжит опережать темпы развития отрасли в целом, а их совокупная доля в онлайн-торговле в ближайшие годы может превысить 80%.
Партнер адвокатского бюро ЕПАМ Евгений Большаков напоминает, что, несмотря на ожидания бизнеса, документ не коснулся ряда значимых проблем, среди которых ценовой демпинг со стороны маркетплейсов. «Пока необходимые изменения не внесены, тенденция к окончательной монополизации рынка будет только усиливаться», – уверен он.