ФАС прислушивается к дилерам

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может обязать автопроизводителей заключать с дилерами долгосрочные договоры
М.Стулов

ФАС сейчас рассматривает дела, связанные с несколькими автодилерами, рассказал «Ведомостям» начальник управления контроля социальной сферы и торговли службы Тимофей Нижегородцев. На принятые по этим делам решения в дальнейшем будут ориентироваться и территориальные управления службы, добавил он.

Одно из дел, по его словам, связано с жалобой группы ТТК, сообщил чиновник.

Пять юридических лиц, входящих в холдинг ТТК, подали в региональные УФАС заявления с просьбой признать незаконными действия «Форд мотор компани» (ФМК), приведшие к расторжению дилерских договоров с этими компаниями, рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров группы ТТК Ильдар Зиннуров.

Например, ООО «ТТК моторс» и ООО «Сапсан-моторс» подали заявление в управление по Татарстану 29 июня, а ООО «Нократ» – 30 июня в управление по городу Кирову Кировской области (копии заявлений есть у «Ведомостей»). В марте – июне 2011 г. ФМК в одностороннем порядке без объяснения причин либо по истечении срока действия контракта расторгла дилерские договоры с пятью предприятиями ТТК, рассказал Зиннуров.

ТТК была дилером Ford 15 лет, в каждый из пяти дилерских центров было инвестировано от $5 млн до $10 млн, говорит он. При этом никаких обязательств по поставкам автомобилей со стороны ФМК, по его словам, в договорах не было. В 2010 г. ФМК поставила предприятиям ТТК в семь раз меньше автомобилей, чем в 2008 г., а в 2011 г. поставки автомобилей прекратились вовсе, утверждает Зиннуров. ФМК, по его словам, требовала от дилерских предприятий «безукоризненного исполнения финансовых обязательств». Дилерские предприятия ТТК, утверждает он, обязательства (в том числе по предоставлению банковских гарантий в требуемых объемах) выполняли.

ФМК, рассказывает Зиннуров, расторгла договоры, воспользовавшись одним из пунктов дилерского договора, дающим ей такое право, если в договор вносятся существенные изменения. Как следует из заявлений ТТК в ФАС, таким изменением ФМК посчитала перевод дилеров на новую систему финансирования поставок.

Расторжение дилерских договоров с компаниями группы ТТК было обусловлено неоднократными и грубыми нарушениями различных условий дилерского договора и растущим количеством жалоб клиентов, что не соответствует высоким стандартам качества Ford и порочит репутацию Ford в России, заявила «Ведомостям» вице-президент по связям с общественностью Ford Sollers Екатерина Кулиненко. «У ТТК были серьезные проблемы, беспокоившие производителя», – говорит источник в ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД). Сейчас в отношении нескольких структур холдинга рассматриваются дела о банкротстве. Эти структуры, по словам представителя ТТК, сейчас в холдинг не входят – он продолжает вести нормальную операционную деятельность, управляя более чем 20 дилерскими центрами. Финансовые показатели группы не раскрываются. В разгар кризиса в 2009 г. у ТТК случались задержки с выдачей автомобилей клиентам, а также с оплатой поставок, признает Зиннуров. Но в итоге все обязательства перед ФМК и клиентами компания выполнила, подчеркивает он.

В других странах автопроизводители заключают бессрочные дилерские контракты, которые могут быть расторгнуты только в случае полного развала дилерского предприятия и после неоднократных аудитов, возмущается Зиннуров, а у европейских дилеров, по его словам, есть право взыскать с автопроизводителя убытки в случае недопоставок автомобилей или иных действий, наносящих ущерб бизнесу дилера. В конце августа РОАД обратилась в ФАС с просьбой изучить взаимоотношения дистрибуторов автомобилей и дилеров с точки зрения соответствия антимонопольному законодательству. Инвестиции дилеров не защищены, было указано в письме. Одна из основных проблем в том, что дилерский договор заключается на небольшой срок (обычно на один год) и может быть расторгнут дистрибутором в одностороннем порядке, рассказывал тогда «Ведомостям» президент РОАД Андрей Петренко.

Конфликты между дилером и производителем не редкость и сейчас ФАС рассматривает несколько аналогичных дел, сообщил «Ведомостям» замруководителя службы Андрей Кашеваров: дилеры жалуются, что их инвестиции не защищены. ФАС вскоре вынесет решения по таким делам и, скорее всего, будет добиваться того, чтобы дилерские договоры заключались не на один год, а на более долгий срок, например на пять лет, обещает Кашеваров.

Найти формальные основания для того, чтобы признать положение крупного автомобильного дистрибутора доминирующим, а значит, рассматривать его действия в свете антимонопольного законодательства, – можно, считает партнер компании «Лигерион групп» Андрей Шаховнин. Но если решение ФАС будет рассматриваться в суде, основное внимание будет уделяться не факту доминирующего положения, а тому, насколько, используя это доминирующее положение, дистрибутор смог ограничить права дилера, к примеру, при расторжении контракта.