Лизинговые компании боятся электромобилей

При продаже они теряют в цене не 40%, как транспортные средства с ДВС, а все 70% - и это не считая других проблем
А.Губский

Первая в мире сеть заправок для электромобилей в Израиле может столкнуться с неожиданным препятствием. Лизинговые компании не видят экономической выгоды и не торопятся покупать новые транспортные средства. Соотечественники также критикуют руководителя Better Place Шая Агасси за создание закрытой клубной системы по подписке, а автомобили Renault Fluence Z.E. за дороговизну. Создатель Better Place настаивает на коммерческой привлекательности своего проекта, а за голосами недовольных слышит козни нефтяных компаний и автоторговцев.

Лизинговые компании занимают значительный сектор на автомобильном рынке Израиля. Более половины из 216 000 проданных в прошлом году в Израиле автомобилей выкуплены лизинговыми компаниями для предприятий и прокатных контор. Как пишет The Wall Street Journal, пока только одна из многочисленных лизинговых компаний страны выразила желание заняться электромобилями.

Руководитель компании Budget Rental Cars Israel-Domicar Ltd. и председатель ассоциации израильских прокатных агентств Мони Бар (Moni Bar) называет Better Place замечательным почином, а Агасси великим предпринимателем, но не собирается подключаться к проекту. «Если мне нужно купить машины, какой смысл мне рисковать с этими?» – говорит бизнесмен про электромобили. По его мнению, через четыре года, когда машину придется продавать, она потеряет в цене не 40%, как обычная с двигателем внутреннего сгорания, а 70%.

Электрические машины станут нишевым продуктом для людей, обеспокоенных защитой окружающей среды, или игрушкой для любителей всяких новинок, но предприниматели пока не видят своей выгоды.

Компания Better Place сейчас инвестирует в сеть из 40 станций зарядки для электромобилей в Израиле, продвигая технологию быстрой замены разряженного блока аккумуляторов свежим. Вся операция занимает около пяти минут и полностью автоматизирована, так что водитель может не выходить из автомобиля. Также на станциях зарядки есть колонки для подзарядки аккумуляторов без снятия с автомобиля. Для пользования станциями нужно оформить подписку на услуги сети.

Глава компании Шай Агасси в 2010 г. включен газетой Jerusalem Post в рейтинг 50 самых влиятельных евреев мира, поместив его на пятом месте между основателем Google Сергеем Брином и Домиником Стросс-Каном, тогда еще директором МВФ. Его компания Better Place собирается избавить Израиль, а потом и весь мир от нефтяной зависимости, пересадив людей на электромобили. По собственным прогнозам компании, в 2016 г. половина автомобилей, проданных в ближневосточной стране, будет на электрической тяге.

Пока очень многие с недоверием относятся к скорой победе электромобилей над традиционными видами транспорта. Например, критики замечают, что цена автомобиля Renault Fluence ZE - приблизительно $33 000 с учетом всех налоговых льгот - не дает особой выгоды по сравнению с аналогами с двигателями внутреннего сгорания. Расходы на передвижение всего на 20% ниже, чем для бензиновых машин, что, по мнению критиков, недостаточный стимул переходить на электротягу.

Также потенциальным потребителям не нравится, что владельцы электромобилей для сети Better Place не смогут зарядить свои автомобили от розетки в собственном доме. "Это как программы с открытым и закрытым кодом, и людям это не нравится," - говорит Ори Кармон (Ori Carmon), директор по маркетингу израильской технологической компании, который собирается покупать новый автомобиль.

Агасси парирует, что Израиль уже продемонстрировал потребительский спрос на электромобили. В шоурум компании пришли 75 000 человек, многие из них ждут только запуска сети заправок в начале 2012 г. Необходимый уровень продаж на первый год в 300-500 автомобилей в месяц будет обеспечен, уверен предприниматель. К тому же у него есть подтверждения приблизительно от 200 израильских компаний, собирающихся использовать электрический Fluence в своих автопарках. Недовольными останутся продавцы топлива и традиционных автомобилей, для которых электрический Renault создаст серьезную конкуренцию, уверен Агасси.

Капитализация его компании сейчас оценивается в $2,25 млрд, а инвесторы уже вложили в Better Place $750 млн. Агасси сумел заручиться поддержкой политических лидеров страны - президента Шимона Переса и бывшего премьер-министра Эхуда Ольмерта, который согласился дать существенные налоговые льготы для автомобилей со сменной батареей, чтобы они смогли конкурировать с бензиновыми аналогами.