Lada «классика» теряет популярность

«Ижавто» сокращает производство и отправляет рабочих в отпуска
М.Стулов

Купленная «АвтоВАЗом» месяц назад Объединенная автомобильная группа (ОАГ), ставшая в этом году собственником производственных активов обанкротившегося завода «Ижавто», в декабре 2011 г. и в январе 2012 г. отправит в вынужденные отпуска 2401 своего сотрудника, сообщило вчера «Прайм» со ссылкой на замдиректора центра занятости Ижевска Елену Чуфырину. Уже с сегодняшнего дня в отпуск уйдут 194 человека, а с 26 декабря по 18 января – еще 2207, сказала она. Рабочие станут получать две трети заработной платы и будут задействованы на временных работах – уборочных, ремонтных и т. д., сказала Чуфырина.

С 26 декабря по 18 января производственные линии «Ижавто» будут остановлены, а рабочие (половина всех сотрудников «Ижавто») будут отправлены в отпуска, признал директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков. Он объяснил это необходимостью подготовки конвейера к производству модели Lada Granta с середины следующего года. По сути, для этих сотрудников будет увеличен новогодний отпуск, такая практика на «Ижавто» существует с 2005 г., уверяет Буренков.

Сейчас ОАГ собирает последнюю «классическую» модель «АвтоВАЗа» – Lada 2105, производство которой было переведено из Тольятти в Ижевск в начале 2011 г. Однако с завершением программы утилизации спрос на «классику» падает, говорил в конце ноября президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров. Поэтому возможно и снижение объемов производства на ижевской площадке, указывал он. Весной – летом этого года завод собирал около 10 000 автомобилей в месяц, в будущем объемы производства будут зависеть от спроса на «классику», говорит Буренков.

Минпромторг прекратил выдавать утилизационные сертификаты летом, а к концу года завершатся и продажи машин по программе. «Классика» была самой популярной моделью, продаваемой по этой программе. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, пик продаж этой модели в 2011 г. пришелся на июнь, когда было реализовано 13 327 Lada-2105, но уже в октябре продажи рухнули в 2,3 раза – до 5739 штук (см. диаграмму на стр. 01). Завод имеет прогнозируемые сложности со сбытом продукции, склады «несколько затоварены», говорил недавно гендиректор ОАГ Алексей Алексеев.

«АвтоВАЗ» уже сейчас собирает «классику» в убыток себе, говорил «Ведомостям» сотрудник завода. Однако автопроизводитель вынужден делать это – убытки от простоя ОАГ до запуска Granta были бы еще выше, объяснял он. Как только ижевский завод освоит производство новой модели, сборка «классики» будет прекращена, говорил ранее Комаров. Lada-2105 – откровенно старый автомобиль, спрос на который временно смогла подстегнуть программа утилизации. Но падение продаж и производства этой модели было ожидаемо – популярность «классики» постепенно снижалась все последние годы, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.