Зимние шины следующего сезона

Корреспондент "Пятницы" вместе с пилотом «Формулы-1» Виталием Петровым опробовали новую резину Pirelli под Санкт-Петербургом

Куда я так несусь? Накатанная лесная дорожка, виляющая то влево, то вправо, то круто спускающаяся, то поднимающаяся почти вертикально, — шириной чуть больше нашей машины. Mercedes ML-350 «стоит» на зимней аллейке надежно, как асфальтовый каток, разве что крейсерская скорость у него 75 км в час. Умом все понимаешь — и про ABS, и про надежные тормоза, но все равно не по себе — вдруг машина пойдет юзом, тогда наш тест-драйв неизбежно превратится в краш-тест с понятными последствиями. Испытания зимних шин Pirelli проходят в Игоре — на горнолыжном курорте под Санкт-Петербургом, совсем рядом с бешеной скоростью проносятся лыжники и сноу­бордисты.

Компания Pirelli впервые устроила в России международный лонч новой линейки шин — Scorpion Winter 2013. До сих пор и другие производители шин — Nokian, Dunlop и т.д. — предпочитали приглашать автомобильных журналистов на премьеры своей продукции куда угодно — в Норвегию, Швецию или Финляндию, — но только не к нам; разве что Michelin недавно продемонстрировал новую зимнюю резину «почти у нас» — в Риге. Всю неделю в окрестностях Санкт-Петербурга Pirelli представляла не только зимние шины, но и горнолыжную одежду, ботинки и скейтборды, созданные вместе с другими фирмами. Видимо, миланцы взяли пример с модельеров с их неделями моды следующего сезона. Не обошлось и без знаменитостей — в Игоре шины тестировал российский пилот «Формулы-1» Виталий Петров.

Генеральный директор «Пирелли Тайр Руссия» Андреа Пирондини объяснил «Пятнице», почему компания только сейчас взялась так активно осваивать наш рынок: «Мы просто не были готовы к невероятному разнообразию автомобилей, импортируемых в Россию, количество брендов намного превосходит европейские реалии, ваш рынок более схож с американским. Мы и раньше могли обувать тяжелые джипы и кроссоверы, столь популярные у вас, но, чтобы работать здесь полноценно, нам пришлось существенно расширить производственную линейку. Сегодня мы готовы поставлять в Россию шины всех размеров, например, на японские машины. И для любой погоды — например, Scorpion Winter 2013 рассчитаны на температуру от плюс 7 до минус 20-30 градусов».

Корреспондент «Пятницы» впервые тестировал шины, и новичку важно было понять технологию: насколько рисунок протектора и его начинка позволяют увеличить «прилипание» шины к проезжей части и устойчивость авто на поворотах, как споро она отводит воду или снежную массу. Нам рассказали, что итальянские инженеры учли критические замечания владельцев предыдущих серий зимних шин, сделали более глубокий протектор и увеличили до 2500 количество липучек-ламелей. Но еще важнее было понять, как все эти нововведения влияют на динамику торможения и разгона и какой конкретно у водителя лимит безопасности. Наглядно это продемонстрировали тест-пилоты на «змейке» — один из них, Марчелло из немецкого Дармштадта, ехал по снегу на летней резине, а Виталий Петров — на зимней. Марчелло на BMW Х6 со всего размаху влетел в заботливо установленную стенку, а Петров спокойно остановился в десяти метрах от нее, и его Mercedes при торможении не повело в сторону ни на сантиметр. Во втором заезде (стенку уже убрали) можно было подсчитать разницу в тормозном пути обоих автомобилей при скорости 50 км в час — она составила 40 м, разумеется, не в пользу того, что был оснащен неподходящей резиной.

Но ведь на «не ту» резину можно надеть цепи. Пару лет назад они меня спасли у озера Тахо: в ноябре внезапно повалил снег, и ехать без них было просто невозможно. «Цепи противоскольжения — штука устаревшая, каменный век, — говорит Андреа Пирондини. — Они не зря запрещены во многих странах, как и шипы, поскольку портят дорогу. В Финляндии, например, после Пасхи и до ноября шипованная резина вне закона, в Норвегии за езду на шипах даже зимой придется заплатить, а во Франции сдерут большой штраф, если на авто с шипами нет соответствующего стикера. Правда, в России таких строгих запретов нет, поэтому в Москве и Санкт-Петербурге шипованную резину Pirelli покупают чаще, чем обычную зимнюю».

Корреспондент «Пятницы» спросил гонщика Виталия Петрова, на какой зимней резине он предпочитает ездить — с шипами или без. «Это зависит от усердия, с каким чистятся дороги, — говорит пилот “Катерхэма”, — если речь о Москве или Питере, то на Тверской или Невском можно ездить на обычной зимней резине, а, скажем, уже в Выборге или Туле — только на шипах!»

Я согласен с Петровым — если не метель и буран, лучше все-таки без шипов и без шума, который они производят. Не говоря уже о том, что на сухом асфальте тормозной путь с шипами будет более длинным. Но сейчас нам с Марчелло без них никак. Тягаться с профессиональным тест-пилотом, конечно, трудно, но на финише мой результат хуже секунд на десять, хотя, проехав пробный заезд в пассажирском кресле, я считал, что на первом же повороте сойду с трассы. «Спасибо, Шумахер!» — говорю я Марчелло, вылезая из ML-350. «Серджо, а твоя фамилия случайно не Петров?» — улыбаясь, говорит он в ответ.