Фестиваль MINI United 2012

На тестовой трассе «Поль Рикар» под Марселем собрались любители и владельцы автомобилей MINI со всего света
BMW GROUP РОССИЯ

В 1990-е марку купил концерн BMW, и машина превратилась в элитный танк для баварского крестьянина, с годами теряя английский облик и тихие эмоции, проглядывающие в нем

С 11 по 13 мая на тестовой трассе «Поль Рикар» под Марселем прошел 4-й Международный фестиваль любителей MINI. В прошлый раз он состоялся в 2009 году в Англии, когда марке исполнилось 50 лет. В этот раз особого повода не было. Как объяснили журналистам на пресс-конференции, организаторы «просто решили собрать своих друзей, чтобы те посмотрели друг на друга и на машины». В качестве бонуса друзьям обеспечили ударную развлекательную программу: море пива, показательные MINI-гонки, а по вечерам живые выступления Игги Попа, групп Gossip, Soma и других.

Состав участников фестиваля оказался пестрым. Такой глубокомысленный вывод я сделал, глядя на ряды белых шатров, под которыми разместились сообщества любителей марки. Павильонов было не меньше тридцати – люди приехали не только из Европы, но и из Америки, даже из Австралии. Братья по транспорту обменивались опытом, задавая друг другу необязательные вопросы типа: «Сколько жрет на сто километров?» Большинство клубов демонстрировали «доведенные» в домашних условиях MINI (турбированные двигатели, лихая расцветка), а кто не мог взять техникой, брал национальным колоритом. На словенском стенде машин не было, но танцевали польку девушки в сарафанах, и всем желающим наливали рюмку ракии. На польском вместо автомобилей лежала связка сушек. На стенде голландского клуба MINI@Maniacs желающим краcили губы и предлагали поцеловать теплый кузов серого MINI One. Почему-то забава пользовалась большой популярностью среди мужчин. Российский стенд я видел только издали, но даже на расстоянии все было ясно. Павильон наш изнутри оклеили фотообоями «Золотая осень», и какая-то барышня расписывала акварельными красками белую матрешку.

Неподалеку на открытой площадке устроили исторический музей. Там, сверкая хромированными частями, стояли десятки старых «мини» – те, что в 1960-е назывались Austin или Morris: вишневые, белые, песочные и цвета морской волны, с деревянной окантовкой багажника и круглыми печальными глазами. Разглядывавшие их люди тоже были молчаливы и печальны. То ли ностальгия их мучила, то ли похмелье – фестиваль начался в 9 утра. Там же можно было видеть результаты изощренного издевательства над кроткой машиной: кэмпер Mini Wildgoose, похожий на голубятню, военно-полевой багги Mini Moke под тентом, шестиметровый XXL – плод греха джакузи с крокодилом. При этом все машины были на ходу.

В паддоках рядом с музеем стояли современные MINI. По замыслу организаторов, это соседство должно было передать эпохальную разницу между британским и немецким подходом к делу (с 1994 года MINI вошла в концерн BMW). Контраст усиливался еще и тем, что все выставленные модели прошли через тюнинг-бюро John Cooper Works. Народ переходил от одной машины к другой, вслух читая характеристики на табличках. Обычным MINI Cooper S здесь было никого не удивить. Даже на турбированный Cooper Countryman с полным приводом и двигателем объемом 1,6 л в 184 л.с. реагировали только новички, которых слова «первый MINI в сегменте SUV» приводили в неоправданный, на мой взгляд, восторг. Какой SUV с клиренсом 14 см? Да еще с металлической рельсой-подставкой вдоль салона, которая сводит на нет любые попытки водителя сблизиться с пассажиром.

Искушенный зритель ходил, цокая языком, вокруг по­следних новинок – MINI Cooper Coupe и MINI Cooper Roadster с полуавтоматической складной крышей. Последней модели еще нет в России, но, судя по хищному внешнему виду и разгону до сотни за 6,5 секунды, родстер расхватают в первую же неделю продаж.

Все же немецкий маркетинг лучше всего подходит нашему потребителю. Классических Mini (до 2000 года) в России почти не было. Мне хватило одного дня на фестивале, чтобы понять почему. Старый английский автомобиль провозглашал ценности, несвойственные России: скромную жизнь, умеренную езду, выдержанный характер. Само рождение Mini было предопределено Суэцким кризисом. Цены на бензин непомерно росли, и Европу заполнили микролитражки – дешевые средства передвижения на базе заварочного чайника. Мечтая извести эту плесень, глава компании British Motor Corporation Леонард Лорд придумал другую машину, тоже экономичную, но с благородной внешностью и четырьмя местами в салоне. Европа вздохнула с облегчением, и на протяжении сорока лет Mini шла нарасхват, став в 1970-е годы самой продаваемой машиной в Европе. В 1990-е марку купил концерн BMW, и машина превратилась в элитный танк для баварского крестьянина, с каждым годом теряя английский облик и тихие эмоции, проглядывающие в нем.

Новый MINI предлагает потребителю все, чего не было в старом. Для России это настоящий подарок. Стремительный разгон. Агрессивный вид. Сверкающий черный кузов с кроваво-красными полосами. Полное отсутствие эмоций. Название только заглавными буквами – MINI (чтобы не путали со старым). И враг бежит, бежит, бежит.