Автомобили могут подорожать с 1 сентября

Госдума одобрила введение утилизационных сборов почти на весь автотранспорт; система начнет работать в конце августа - начале сентября, когда Россия официально присоединится к ВТО
Frantzesco Kangaris/ Bloomberg

В России появилась законодательная возможность для введения системы утилизационных сборов на автомобили. Сегодня Госдума в третьем чтении утвердила необходимые изменения в закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса. Документ вступит в силу 1 сентября 2012 г., указано в итоговом тексте, предназначенном для утверждения в Совете Федерации. В проекте, подготовленном ко второму чтению, называлась более ранняя дата вступления закона в силу - 1 августа.

Минпромторг уже начал разрабатывать ставки и коэффициенты (будут учитывать возраст машины и другие характеристики) утилизационных сборов и скоро вынесет свои предложения на обсуждение, рассказал «Ведомостям» заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов. «Поскольку времени мало, затягивать не будем», - добавил он.

Платить сбор будут лица, которые ввозят автомобили в Россию, и те, кто их здесь производит. От выплат избавят организации, которые примут на себя обязательство обеспечить последующую безопасную утилизацию. Сборы не будут распространяться и на автомобили, которые ввозятся через границу России с территории государств - членов Таможенного союза (ТС) в рамках "Евразэс" и имеют статус товаров ТС (при соблюдении условий, определяемых российским правительством). Среди других исключений — ввозимые машины дипломатов, консулов и членов их семей, переселенцев по госпрограмме, раритетные автомобили возрастом более 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок, имеющие оригинальный двигатель, кузов (виды и категории определит правительство).

В соответствии с новым законом ПТС будут выдаваться только на те автомобили, в отношении которых уплачен сбор.

Утилизационный сбор на автомобили будет неналоговым доходом федерального бюджета. По предварительным оценкам, от его взимания в казну будет поступать 20-70 млрд руб. в год, говорил в июне Рахманов. Средства пойдут в том числе для компенсации расходов по утилизации автомобилей, создание необходимой инфраструктуры.

Помимо этого утилизационные сборы станут основной мерой защиты автопрома при вступлении России в ВТО. В 2012 г. импортная пошлина на подержанные легковые иномарки должна упасть с 35 до 25%, а еще через семь лет — до 20%. На этой неделе Госдума ратифицировала протокол о вступлении. Через месяц после уведомления об этом секретариата ВТО Россия официально вступит в организацию.

Введение утилизационных сборов на автомобили не обязательно приведет к подорожанию машин, обнадеживают исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов и аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Сборы будут компенсироваться снижением ввозных пошлин после вступления России в ВТО, надеются они. А гарантии производителей по утилизации выпущенных ими автомобилей — долгосрочные обязательства, поэтому вряд ли сразу же заметным образом отразятся на цене.