«Камаз» борется с китайским импортом грузовиков

«Камаз» решил бороться с незаконным импортом китайских грузовиков на Дальнем Востоке. Компания считает, что из-за этого она теряет долю рынка, и просит таможенников ужесточить контроль

«Камаз» попросил Федеральную таможенную службу ужесточить контроль за импортом грузовиков и автобусов, рассказал представитель завода Олег Афанасьев. По его словам, предприятие провело собственное расследование импорта на Дальнем Востоке и выявило, что при ввозе техники импортеры часто занижают ее таможенную стоимость, оформляют подержанные машины как новые, чтобы минимизировать выплаты по налогам и сборам.

Кроме того, нередко китайские грузовики по документам проходят как соответствующие экологическому стандарту «Евро-3», но реально не превышают «Евро-2», который запрещен в России при ввозе и производстве автомобилей, говорит Афанасьев. Такие грузовики дешевле российских аналогов на 150 000–200 000 руб., отмечает он.

Ранее представители «Камаза» называли незаконный импорт китайских грузовиков одной из причин снижения доли предприятия на российском рынке. В сегменте грузовиков массой 14–40 т за первое полугодие 2012 г. она сократилась до 36,5% (с 39,1% по итогам первой половины 2011 г.). Доля иномарок выросла с 39,1 до 44% (сюда не входят белорусский МАЗ и украинский «КрАЗ»). В 2011 г. «Камаз» продал в России 38 341 тяжелый грузовик, рост составил почти 40%. А в целом рынок вырос на 70% до 99 923 штук.

Больше всего нарушений происходит при ввозе китайских грузовиков как раз в сегменте 14–40 т и именно на Дальнем Востоке, где сейчас реализуется много инфраструктурных проектов, утверждает Афанасьев. В первом полугодии 2012 г. объем импорта китайской техники в страну вырос в 2,8 раза до 4129 штук, приводит он данные. Всего в январе – июне 2012 г. в Россию было импортировано 55 200 грузовиков (всех категорий), 53 100 из них – из стран дальнего зарубежья, гласят данные ФТС.

О засилье китайских грузовиков «Евро-2» на Дальнем Востоке говорит и сотрудник автоторговой компании «Росинтертехника». По этой причине компания старается не работать в Дальневосточном округе, поясняет он. Получить комментарии представителя ФТС вчера не удалось. Но на сайте службы сказано, что обращение «Камаза» стало поводом для встречи гендиректора предприятия Сергея Когогина с руководителем ФТС Андреем Бельяниновым. На совещании было решено при содействии Объединения автопроизводителей России (его тоже возглавляет Когогин) и экспертного отраслевого сообщества разработать меры, «которые позволят таможенным органам эффективнее бороться с занижением таможенной стоимости и недостоверным декларированием товаров», сказано в сообщении.

Власти поддержат инициативу «Камаза» и ужесточат контроль импорта коммерческой техники, уверен исполнительный директор отраслевого портала auto-dealer.ru Олег Дацкив. Обеспокоенность «Камаза» понятна: проблемы, которые он испытывает на Дальнем Востоке, только усугубляются со вступлением России в ВТО из-за снижения ввозных пошлин, указывает он.