ФАС рекомендовала удлинять договоры автопроизводителей с дилерами минимум до пяти лет

Договоры автопроизводителей с дилерами должны заключаться как минимум на пять лет, производитель не должен диктовать дилеру цену перепродажи автомобиля, а независимые сервисы должны иметь равный с официальными дилерами доступ к покупке оригинальных запчастей. Таковы рекомендации Федеральной антимонопольной службы (ФАС)

ФАС опубликовала на сайте рекомендации для дистрибуторов и автопроизводителей. Основанием для их разработки стали «жалобы и обращения юридических и физических лиц», говорится в документе. В августе прошлого года ассоциация «Российские автодилеры» («Роад», объединяет большинство крупнейших дилеров) направила в ФАС письмо с просьбой обратить внимание на дискриминационные положения в дилерских договорах – срок действия некоторых был ограничен годом, к тому же в них была прописана возможность одностороннего расторжения.

Ранее представители ФАС заявляли, что служба нашла в действиях разных дистрибуторов восемь признаков нарушения антимонопольного законодательства: ей, например, не понравилось, что многие дистрибуторы не устанавливают ясных требований, на основании которых они выбирают дилеров, заставляют дилеров совмещать функции продажи и сервиса автомобилей, запрещают ремонтировать автомобили конкурентов и др. Тогда ФАС предложила дистрибуторам добровольно устранить выявленные признаки нарушений и установить новые отраслевые правила.

Главная новость опубликованного в пятницу документа – рекомендация заключать дилерские договоры как минимум на пять лет или «на неопределенный срок для официальных дилеров, инвестировавших в развитие дилерского бизнеса существенные капиталовложения при длительных сроках окупаемости». Ранее дилеры признавались, что договоры заключаются, как правило, на один год. Увеличение срока дилерского договора положительно повлияет на бизнес дилера, радуется президент «Роада» Андрей Петренко. Во-первых, пятилетний срок более приближен к реальному сроку окупаемости инвестиций, а во-вторых, под нынешний дилерский контракт сроком на год очень сложно получать кредиты на развитие на приемлемых для дилера условиях, а теперь взаимодействовать с кредитными организациями станет проще.

Правда, готовы ли автоконцерны на увеличение сроков дилерских договоров, не ясно: ни один из опрошенных «Ведомостями» представителей производителей вчера не смог прокомментировать рекомендации ФАС, ссылаясь на то, что их еще не видели юристы. Ранее председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Дэвид Томас подтверждал, что автоконцерны готовы к диалогу с дилерами, а «Роад» по итогам переговоров с производителями объявлял, что те готовы увеличить срок действия дилерских договоров.

Остальные рекомендации ФАС в той или иной форме уже озвучивала. При расторжении дилерского соглашения инициативная сторона должна «детально мотивировать причины в письменном виде». Концерны не должны устанавливать дилерские цены (кроме максимальной) и создавать «дискриминационные условия определенным дилерам», например односторонне изменять условия поставки или требовать 100%-ную предоплату, говорится в документе. Также служба предлагает разделять продажи и сервисное обслуживание автомобилей и не допускать необоснованных отказов в поставке оригинальных запчастей независимым автосервисам.