Skoda Rapid: Не гуляка и не горлопан

Корреспондент «Пятницы» проехал на чешском автомобиле «из немцев в славяне» и выяснил, какого героя не хватает в знаменитом романе Гашека
Skoda

«И конечно вот это!» – Иржи Дитрих торжественно демонстрирует нам нечто квадратное, ярко-желтое, размером с ладонь. Дитрих – руководитель проекта Rapid, а «нечто» – гибрид скребка для льда и лупы со штатным креплением на лючке бензобака новой модели Rapid и служит девятнадцатым по счету и, видимо, главным подтверждением слогана компании – Simply Clever.

Мини-скребком никого из русских журналистов не удивишь. Другое дело – чешской машиной. Всем она хороша – и складна, и шустра, и послушна. В ней так трудно найти изъян, что даже самому знаменитому персонажу чешской литературы бравому солдату Йозефу Швейку вряд ли удалось бы рассказать про нее какую-нибудь скандальную байку. Вообще Пан Рапид – как раз тот персонаж, которого не хватает в романе Гашека.

Мы уже проехали на этом автомобиле «из немцев в славяне» – от помпезной Вены, закованной в камень до такой степени, что, гуляя по центру, пугаешься вида зеленого дерева, до просторной, заросшей вольной растительностью Братиславы, с пропахшим пивом и никогда не засыпающим старым городом. Пропуская желто-красные трамваи на набережной Дуная, мы так свыклись с правильностью автомобиля, что рассуждаем только о прикладных темах. Метод Skoda тут соблюден: взять уже хорошее и сделать еще лучше, добавив уникальных деталей – необычных пропорций кузова, эффектных контуров стекол, пухлых крыш, хитрых конструкций крышек багажника. Но в Rapid чувствуются немецкие корни VW Polo Sedan – слишком сильно они похожи в профиль. При этом у Rapid на 50 см длиннее колесная база (что дало более широкий дверной проем и простор на заднем сиденье) и большая задняя дверь со стеклом вместо автономного багажника.

/ Skoda

Новой Skoda не нужно лечиться ни от идиотизма, ни от ревматизма, как приходилось сто лет назад Швейку, болтуну и выпивохе. Эргономика просчитана и проверена многими моделями немецкого концерна, на платформах и агрегатах которого создаются чешские машины. Разве что при переключении передач мешает слишком высокий подлокотник между передними сиденьями. Вроде бы и кольнет спину после пары часов дороги, но поправляешь спинку пухлого, но по-немецки жесткого сиденья, и можно двигаться дальше. Обивка сидений неказистая, но добротная, пластик в основном жесткий, но приятный глазу, зато руль ухватистый с удобным овальным профилем.

Пан Рапид не бесшабашный гуляка и не горлопан, ведет себя тихо и на плохой дороге, и на большой скорости. Но если его попросить, он может спеть приятным голосом, особенно если стоит опционная магнитола с навигацией Amundsen+. Только не надо использовать эту музыкальную систему на полную мощность – пластиковые обивки дверей недостаточно хороши в качестве мембран сабвуфера.

/ Skoda

Пан автомобиль ни в коем случае не симулянт, которого необходимо лечить клизмами и обертыванием в мокрые простыни. Дизельный мотор TDI 90 л.с. честно выполняет свою работу, хотя настоящей парой Rapid приходится турбированный бензиновый TSI 86 л.с. с понятными линейными реакциями и отличной тягой на любой передаче. Он не забияка, как многие дружки Швейка, и вряд ли можно представить себе обстоятельства, при которых он первым бросится в драку, но и в обиду себя не даст.

Новый чешский автомобиль не выпивоха, не обжора и не куряка. С маленькими, но обязательно турбированными моторчиками он в любом случае обойдется скромными 5-6 литрами бензина на усредненную сотню пройденных километров. Если с дизельным, то еще на литр меньше. Все моторы с выхлопами по «Евро 5» и низким выбросом углекислого газа.

/ Skoda

Пан Рапид не годится на роль дамского угодника: слишком он прост характером и открыт душой. Его удел – неискушенные домохозяйки и практичные дачницы, отдавшие ему свое сердце по расчету – за большой багажник и покладистый нрав. Хозяйствующим особам наверняка понравятся ящички-ниши для мелочовки в багажнике, сетки, всевозможные крючки и двухсторонний коврик: с одной стороны – нарядный ворсистый, с другой – грубый, прорезиненный. Рапид не коварен, как тайный агент охранки, и не втирается в доверие, чтобы вдруг скрутить и уволочь в полицию за засиженный мухами портрет первого лица государства. Подвеска прекрасно настроена и под неважные словацкие полупроселки, и под почти идеальные австрийские автобаны.

После встречи с этим весьма положительным чешским господином, точнее автомобилем, остается только один вопрос: зачем нужна линза-скребок со штатным креплением на лючке бензобака? Ответ один – для вдумчивого поиска недостатков, то есть для того, чтобы убедиться, что их нет. И, вероятно, это и есть главный недостаток пана Рапида – это абсолютно нормальный субъект, отсутствием пороков не обративший на себя внимания ни великого чешского писателя, ни персонажа его романа.