Украина предложила России обойтись без утилизационного сбора

Представитель Минпромторга России говорит, что возможность того, что для украинских автомобилей будет сделано исключение по уплате утилизационного сбора, сейчас не обсуждается
Smartmoney

Взаимная отмена утилизационного сбора на импорт автомобилей была бы наилучшим вариантом и для России, и для Украины, передал «Интерфакс» заявление первого вице-премьера Украины Валерия Хорошковского. «Мы в переговорном процессе», – сказал он.

Возможность того, что для украинских автомобилей будет сделано исключение по уплате утилизационного сбора, сейчас не обсуждается, сообщил представитель Минпромторга России.

В России утилизационный сбор для импортеров машин действует с 1 сентября: для легковых автомобилей базовая ставка — 20 000 руб., для грузовиков и автобусов — 150 000 руб. (есть понижающие и повышающие коэффициенты в зависимости от возраста и технических параметров машины). Работающие в России производители вместо уплаты сбора должны гарантировать утилизацию автомобиля за свой счет.

Исключений для украинских производителей, на что рассчитывал Киев (в Россию поставляют машины, например, «Укравто», «Богдан», «АвтоКрАЗ», ЛАЗ), не было сделано, и в ответ Украина ввела свой аналог утилизационного сбора. Любые импортеры российских машин (и компании, и граждане) обязаны обеспечить их утилизацию. Сделать они могут это сами или в специализированной организации по расценкам, определенным правительством: к примеру, для новых легковых автомобилей с объемом двигателя до 1000 куб. см — 4730 гривен ($575), до 2000 куб. см — 7370 гривен ($896), до 3000 куб. см — 14 080 гривен ($1712).

По данным «Автостата», в первом полугодии из России было экспортировано на Украину 18 859 машин (65% от общего объема поставок), более половины – «АвтоВАЗом». За этот же период, согласно данным отчета «АвтоВАЗа», на Украине было продано 8525 автомобилей Lada (8,3% от объема продаж, снижение на 37% к тому же периоду 2011 г.).

Введение утилизационного сбора грозит России конфликтом не только с Украиной, но и с Всемирной торговой организаций (ВТО). Ранее еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт раскритиковал сбор вместе с рядом других защитных мер (например, по импорту живого сбора из ЕС): «Подобные меры объединяет то, что они касаются той продукции, доступ на рынки сбыта которой должен быть, наоборот, открыт со вступлением России в ВТО. Таким образом, Россия посылает неверные сигналы там, где должен осуществляться прогресс путем либерализации».

Высокопоставленный сотрудник правительства говорил «Ведомостям», что возможное разбирательство затянется на несколько лет и правительству удастся обеспечить иностранным автоконцернам льготные условия работы в России до 2018 г., когда у них истекают соглашения по промсборке.

Любой член ВТО вправе обратиться в суд организации, если считает, что против него установлены торговые барьеры, говорит партнер «Пепеляев групп» Галина Баландина. Но «российское правительство сработало не топорно», и закон, и постановление о сборе написаны очень аккуратно, продолжает юрист, она не видит явных противоречий правилам ВТО. При этом Россия тоже вправе подать жалобу на введенный Украиной механизм, продолжает она, ведь он направлен против отдельной страны, заключает Баландина.