Гонки на старинных автомобилях и воздушные бои на самолетах Второй мировой

Корреспондент «Ведомости.Пятницы» побывал на британском ежегодном ретроавто-аэрошоу Goodwood Revival
Rolls-Royce Motor Cars

На три сентябрьских дня десятки тысяч человек, и я в том числе, перенеслись в середину прошлого века. В 1948 году здесь, на бывшей базе эскадрильи Spitfire прошли первые послевоенные автогонки. А в 1998-м в память о тех временах любители старины организовали ежегодный фестиваль Goodwood Revival, призванный на пару дней воссоздать золотую эпоху.

На трибунах «бобби» отлавливают «контрабандистов» с сигаретами и фляжками, спрятанными под широкими полами макинтошей. В паддоках и на треке ревут моторы диковинных авто – бочкообразных спортивных болидов вроде Silver Arrows, 60-70-летних Maserati, Ferrari и прочих старинных машин, ставших сегодня поистине бесценными. Шум и грохот такой, что даже в закрытой вип-зоне не слышно собеседника: не зря организаторы шоу советовали родителям запастись берушами для детей. Над трибунами разворачиваются воздушные бои с участием легендарных Hurricane и Spitfire, Thunderbolt и Mustang времен Второй мировой войны и корейской кампании.

На треке перед трибунами все взаправду: гонщики выжимают из ретродвижков последние лошадиные силы, которые их владельцы копили годами в ходе трудной и кропотливой реставрации. Механики на пит-стопах возвращают к жизни изношенные предынфарктные моторы, и автомобили английских дедушек (кстати, совершенно невозмутимо наблюдающих с трибун за этими «измывательствами») снова выезжают на трассу. Зрители, как малые дети, неистовствуют, болеют – никакой традиционной британской сдержанности. Чужеродными на этом ретропразднике жизни кажутся только большие телеэкраны, на которых показывают повторы самых интересных моментов гонки, да восторженные крики комментаторов, использующих отнюдь не чопорную лексику.

Вообще же зрители – отдельное впечатление. Кажется, никого уже не удивить английскими традициями, но в Гудвуде это принимает такой невероятный размах, что даже у меня, вытащившего по случаю из чулана древний клубный пиджак и отцовскую беретку, разбегались глаза при виде тысячных толп леди и джентльменов, одетых по последней моде пятидесятых. Твидовые пиджаки и бриджи, кожаные куртки, отороченные овчиной, смокинги, жилеты и бабочки, клетчатые кепи, норковые палантины, юбки с кринолином, чулки с толстыми швами, соломенные шляпки с белыми и черными лентами, цветами и перьями. А вот тебя окружает шеренга официантов (актеров?) в красных смокингах, а через минуту надвигаются диккенсовского вида дворники с метлами, грязные, как трубочисты. Можно только порадоваться за владельцев ателье проката и магазинов с винтажной одеждой: каждый сентябрь, накануне автошоу в Гудвуде, у них случается бум продаж.

За трибунами, в зоне кафе и ресторанчиков, у грузовичков с офицерами и медсестрами в форме военных времен развернуты полевые кухни, где можно отведать знаменитой британской porridge. Старинные таблички с надписью «С военными не разговаривать!» выглядели угрожающе, и мне пришлось терпеливо дожидаться, пока наконец «томми» у котла не задал сакраментальный вопрос: «Овсянки, сэр?»

В перерыве между заездами мы сделали «круг почета» на легендарном кабриолете Rolls-Royce Silver Cloud 57-го года выпуска: удивительное ощущение нереальности происходящего – трибуны словно взбесились, приветствуя «старую добрую Англию», а мы в ответ махали зрителям, совсем как недавний победитель гоночного заезда. А еще были детские гонки на знаменитых педальных машинках Austin J 40 прошлого тысячелетия: все по-настоящему, со сходами с трассы, ездой в обратном направлении, со слезами счастья после победы и громогласным ревом тех, кто проиграл. Пятилетняя Катя из Перми не плакала, заняв десятое место: очевидно, она уже знала, что главное – участие. Наши автоколлекционеры, по уверениям организаторов, тоже участвовали в автошоу со своими автомобилями, но разыскать их среди тысяч старинных авто и мотоциклов, грузовиков и двухэтажных автобусов, увы, не удалось.